
В январе 2014 года Комитетом ООН по правам ребенка были рассмотрены 4-ый и 5-ый периодические доклады Российской Федерации о прогрессе достигнутом нашей страной по реализации положений Конвенции о правах ребенка и вынесены «Заключительные замечания».
Российская Федерации является страной-участницей Конвенции ООН о правах ребенка с 15 сентября 1990 года. Поэтому она, как и все страны-участники, обязана каждые 5 лет предоставлять Комитету ООН по правам ребенка, созданному в соответствии со статьей 43 Конвенции, доклады о принятых ею мерах по реализации и защите прав, закрепленных Конвенцией. Важным звеном диалога является возможность для неправительственных организаций подавать альтернативные доклады в Комитет ООН. В 2013 году туда было послано более 10 докладов от НКО, освещающих различные аспекты жизни детей в современной России. Все доклады рассматриваются Комитетом ООН, в состав которого входят 18 экспертов по вопросам детства из разных стран мира – психологи, юристы, врачи, политики, ученые и правозащитники. По итогам открытого для общественности обсуждения доклада Комитет принимает «Заключительные замечания». Они содержат рекомендации для страны-участника и подлежат широкому распространению и активной реализации.
В этот раз Комитетом были отмечены, в частности, позитивные изменения в законодательстве России в сфере защиты, устройства и обеспечения жильём детей-сирот. Комитет также оценил систему финансовых стимулов, применяемых для поощрения передачи детей-сирот на воспитание в приемные семьи. В то же время были высказаны замечания и рекомендации по ряду пунктов.
Хотя Конвенция подчеркивает приоритет наилучших интересов ребенка, органы опеки и попечительства в России по-прежнему оценивают лишь общую физическую безопасность детей (условия их содержания), оставляя без внимания их психологические и эмоциональные потребности. Важным пунктом обсуждения стало запрещение всех видов телесного наказания детей, в частности в семьях и учреждениях альтернативного ухода за детьми. Комитет призывает Россию не только законодательно закрепить этот запрет, но и провести широкие просветительские кампании, пропагандирующие ненасильственное, основанное на принципах участия воспитание.
Закрытость учреждений по уходу, отсутствие строгого мониторинга со стороны независимых общественных комиссий также являются серьезными проблемами и нуждаются в скорейшем решении. Они обуславливают распространенность таких практик, как надругательство, в том числе сексуальное, над детьми, помещенными в учреждения по уходу, и принудительное психиатрическое лечение как наказание за плохое поведение. Комитет настоятельно рекомендует России не только принять незамедлительные меры по прекращению подобных практик, но и провести безотлагательное расследование уже имеющихся случаев и предоставить жертвам необходимую реабилитацию.
С целью скорейшего устройства детей-инвалидов в семью Комитет рекомендовал пересмотреть принципы усыновления российских детей иностранцами, установленные «законом Димы Яковлева», и гарантировать, чтобы интересы детей не страдали из-за каких бы то ни было политических причин.
Как подчеркивается в Руководящих указаниях ООН по альтернативному уходу за детьми, семья является основной ячейкой общества и естественной средой для ребенка. Исходя из этого, Комитет призывает наше государство установить четкие критерии лишения родительских прав и обеспечить, чтобы разлучение детей с их родителями использовалось лишь в качестве крайней меры и только в исключительных случаях на основании судебного решения о лишения родительских прав. Главные усилия должны быть направлены на расширение социальных услуг по предоставлению поддержки в целях сохранения семей, а также на предотвращение принудительного разлучения родителей с их детьми. Для тех детей, которые уже оказались без попечения родителей, необходимо создать эффективные механизмы по упрощению процесса усыновления, обеспечивая при этом надлежащую проверку и систематическую подготовку семей, в которые предполагается передать детей на воспитание.
Рекомендации Комитета затрагивают не только права детей-сирот, но и другие проблемы, с которыми сталкиваются дети в России. Особенно Комитет уделил внимание ситуации детей из социально уязвимых групп и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети с ограниченными возможностями, дети мигрантов и просителей убежища, дети в местах лишения свободы и дети коренных народов.
В целом, приветствуя ряд достижений России в сфере защиты прав детей, Комитет, тем не менее, указал на предыдущие рекомендации, которые не были выполнены. К ним относятся сбор статистических данных, широкое информирование детей и взрослых о Конвенции и правах детей, продвижение права детей на собственное мнение, в том числе учет его во всех законах, подзаконных актах и др. документах, касающихся детей.
Много внимания уделено ресурсам и финансированию защиты прав детей. Комитет рекомендовал создать единый национальный орган, отвечающий за реализацию прав детей во всех аспектах, с соответствующим обеспечением. Кроме того, рекомендовано создать прозрачную систему контроля за средствами, выделенными на нужды детей.
Особенно Комитет рекомендовал законодательно обеспечить назначение уполномоченных по правам детей на конкурсной основе из числа независимых кандидатов, не подверженных политическому или иному влиянию, в полном соответствии с Парижскими принципами.
Комитет подчеркнул, что государство должно способствовать работе НКО, защищающих права детей, и призвал отменить закон об «иностранных агентах» и пересмотреть определение государственной измены в Уголовном кодексе, чтобы правозащитные организации могли беспрепятственно работать, не ощущая на себе давления со стороны государства.
Прошло почти полгода после обсуждения в Комитете ООН по правам ребенка четвертого и пятого периодических докладов нашей страны. Вызывает удивление и обеспокоенность, что за это время федеральными органами государственной власти не начата работа по выполнению Заключительных замечаний Комитета нашей стране. Не определены ответственные, не установлены сроки, не составлен план реализации Заключительных замечаний. Еще больше тревожит то, что Заключительные замечания не анализируются и не обсуждаются НКО и экспертами. Раньше такую работу инициировало представительство ЮНИСЕФ в Российской Федерации.
В настоящее время НКО работающим в интересах детей можно рассчитывать только на собственные силы.