ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Венецианская комиссия: Российский закон о Конституционном суде несовместим с международными обязательствами, и в него должны быть внесены поправки

В заключении, принятом 11 марта 2016 года Венецианской комиссией – экспертно-консультативным органом Совета Европы по конституционному праву – определено, что полученное Конституционным судом Российской Федерации право выносить постановления о «невозможности исполнения» международных решений, включая постановления Европейского суда по правам человека, несовместимо с международно-правовыми обязательствами России.

Поскольку наделение такими полномочиями может препятствовать в той или иной форме исполнению международных решений в Российской Федерации, в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» должны быть внесены изменения согласно промежуточному заключению*.

По мнению экспертов, неспособность Конституционного суда устранить противоречия между Конституцией и международными решениями не освобождает государство от обязанности исполнять международные решения. Обязанностью всех государственных органов является приведение в соответствие положений международных договоров, действующих в России, с Конституцией, например, путем толкования либо даже внесения изменений в Конституцию.

«Российской Федерации необходимо использовать диалог, а не односторонние меры», – подчеркнула Венецианская комиссия, добавив, что в нескольких государствах Совета Европы диалог был эффективным инструментом устранения противоречий, возникающих между постановлениями Европейского суда и национальными правовыми системами.

Венецианская комиссия призывает Российскую Федерацию предпринять следующее:

— «Возможность исполнения решения» следует заменить на «совместимость с Конституцией Российской Федерации средства исполнения международного решения»;

— Удалить статьи, согласно которым не могут осуществляться какие-либо действия, направленные на исполнение международного решения, объявленного Конституционным судом несоответствующим Конституции;

— Закон должен указывать на обязанность российских властей находить альтернативные способы исполнения международного решения;

— Закон должен ясно определить, что меры индивидуального характера, излагаемые в постановлениях Европейского суда, как, например, выплата справедливой компенсации, не могут быть предметом оценки конституционности;

— Любые процедуры, подразумевающие оценку возможности исполнения, должны обязательно предусматривать участие лица, выступавшего заявителем в соответствующем международном суде или органе.

*) Настоящее заключение является промежуточным, поскольку в период с декабря по март российские власти не смогли организовать встречи с докладчиками. Если после марта 2016 года такие встречи будут организованы, и российские власти представят свои аргументы, окончательное заключение, отражающее эти аргументы, будет подготовлено позднее.

Во вторник, 15 марта на веб-сайте Венецианской комиссии будет опубликован полный текст принятого заключения.

Источник: Дирекция коммуникации Совета Европы



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика