
В заключении, принятом 11 марта 2016 года Венецианской комиссией – экспертно-консультативным органом Совета Европы по конституционному праву – определено, что полученное Конституционным судом Российской Федерации право выносить постановления о «невозможности исполнения» международных решений, включая постановления Европейского суда по правам человека, несовместимо с международно-правовыми обязательствами России.
Поскольку наделение такими полномочиями может препятствовать в той или иной форме исполнению международных решений в Российской Федерации, в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» должны быть внесены изменения согласно промежуточному заключению*.
По мнению экспертов, неспособность Конституционного суда устранить противоречия между Конституцией и международными решениями не освобождает государство от обязанности исполнять международные решения. Обязанностью всех государственных органов является приведение в соответствие положений международных договоров, действующих в России, с Конституцией, например, путем толкования либо даже внесения изменений в Конституцию.
«Российской Федерации необходимо использовать диалог, а не односторонние меры», – подчеркнула Венецианская комиссия, добавив, что в нескольких государствах Совета Европы диалог был эффективным инструментом устранения противоречий, возникающих между постановлениями Европейского суда и национальными правовыми системами.
Венецианская комиссия призывает Российскую Федерацию предпринять следующее:
— «Возможность исполнения решения» следует заменить на «совместимость с Конституцией Российской Федерации средства исполнения международного решения»;
— Удалить статьи, согласно которым не могут осуществляться какие-либо действия, направленные на исполнение международного решения, объявленного Конституционным судом несоответствующим Конституции;
— Закон должен указывать на обязанность российских властей находить альтернативные способы исполнения международного решения;
— Закон должен ясно определить, что меры индивидуального характера, излагаемые в постановлениях Европейского суда, как, например, выплата справедливой компенсации, не могут быть предметом оценки конституционности;
— Любые процедуры, подразумевающие оценку возможности исполнения, должны обязательно предусматривать участие лица, выступавшего заявителем в соответствующем международном суде или органе.
*) Настоящее заключение является промежуточным, поскольку в период с декабря по март российские власти не смогли организовать встречи с докладчиками. Если после марта 2016 года такие встречи будут организованы, и российские власти представят свои аргументы, окончательное заключение, отражающее эти аргументы, будет подготовлено позднее.
Во вторник, 15 марта на веб-сайте Венецианской комиссии будет опубликован полный текст принятого заключения.
Источник: Дирекция коммуникации Совета Европы