ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Счетная палата Российской Федерации рассмотрела промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения поручений Президента Российской Федерации и реализации законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С докладом на коллегии Счетной палаты РФ по данному вопросу выступили аудиторы Александр Филипенко, Владимир Катренко и Юрий Росляк.

За последние 3 года общая численность детей-сирот снизилась на 3,5%. По состоянию на конец 2013 года в России дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляли 630 743 человека. На 1 июня 2014 г. на учете в государственном банке числится 101 тыс. детей-сирот, на 6 тыс. меньше по сравнению с 2013 годом.

«Сокращение численности детей в банке данных обусловлено не только снятием их с учета, но и увеличением количества детей, возвращенных родителям и устроенных в семьи», — отметил аудитор Александр Филипенко.

Нормативная база в области реализации Указа Президента по защите детей-сирот в целом позволила усовершенствовать государственную политику в этой сфере. Например, смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, которые освобождены от необходимости проходить специальную подготовку, предоставлять справки по соответствию жилого помещения санитарным и техническим нормам, сокращена разница в возрасте между не состоящим в браке усыновителем и ребенком, упрощена система отчетности опекунов и попечителей.

Однако должным образом не создана система сопровождения семей*. В различных регионах внедрены и функционируют лишь ее отдельные элементы, а в 17 регионах система медицинского сопровождения полностью отсутствует.

При этом созданы службы сопровождения выпускников организаций, реализуются программы по организации и осуществлению их постинтернатного сопровождения. В 2013 г. 34 тысячи детей-сирот получили такие услуги, 18 тыс. из них находятся на социальном сопровождении.

Анализ регионального законодательства показал, что только в 27 регионах приняты нормативные акты по всем формам устройства сирот, а в 4 регионах — республиках Коми, Дагестан, Чеченской Республике и Еврейской автономной области – нет нормативных актов ни по одной форме устройства. Всего в 13 регионах, в том числе в республиках Карелия, Вологодской, Липецкой, Оренбургской, Свердловской, Омской областях, г. Санкт-Петербурге – не приняты нормативные правовые акты по опеке и попечительству. По устройству в приемную семью — в 16 регионах, в том числе в Брянской и Челябинской областях, Краснодарском крае. В 48 регионах не приняты акты по устройству на патронатное воспитание, например, в Татарстане, Ленинградской и Свердловской областях.

Только в Брянской области и г. Москве установлены все виды льгот для семей, принявших детей на воспитание. В 11 регионах — в республиках Карелия и Саха (Якутия), Иркутской, Костромской и Кировской областях — нет льгот при оказании медицинской помощи и образовательных услуг. В 53 регионах детей не обеспечивают путевками на отдых, например, в Ивановской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Калининградской и Ростовской областях. В 16 регионах не установлена льгота для законных представителей детей-сирот на проезд в общественном транспорте, а в 33 — льгота по возмещению расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Указом Президента с 2013 г. увеличена социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы с 7 204 руб. до 8 704 руб. Также с 1 января 2013 г. выплачивается единовременное пособие 100 тыс. руб. при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и/или сестрами.

С 1 января 2013 г. детям-сиротам предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда, что позволило обезопасить их от незаконных сделок и мошеннических действий. Законодательно были закреплены для регионов единые правила формирования списков детей-сирот, нуждающихся в жилье (с 14 лет).

В рамках исполнения поручения Президента Правительство разработало комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам. Анализ информации от Минфина и Минобрнауки свидетельствует о том, что по отдельным пунктам он выполнен не в полном объеме и с нарушением установленных сроков.

«Софинансирование расходных обязательств регионов осуществлялось Минфином в 2013 году на основании заключенных с ними соглашений. Позднее заключение соглашений и, как следствие, позднее перечисление субсидии не позволило регионам полностью использовать выделенные средства, и на конец года образовался остаток более 1 млрд. рублей. Аналогичная ситуация складывается с заключением соглашений и перечислением средств в 2014 году», — отметил аудитор Юрий Росляк.

В 2013 году на обеспечение жильем детей-сирот использованы средства федерального бюджета в сумме 6 млрд. рублей (без учета остатков), региональных бюджетов – 24, 5 млрд. рублей.

В 2013 году Минфин ненадлежащим образом осуществлял контроль за соблюдением регионами условий предоставления субсидий, что подтверждается на примере Астраханской области, в которой не была приостановлена субсидия за нарушение условий и порядка ее предоставления.

В 2013 году 22 региона не выполнили взятые на себя обязательства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а задолженность увеличилась на 11,4 тыс. человек и составила 115,5 тыс. человек. Задолженность перед детьми-сиротами в количестве более 1 тыс. человек на 1 января 2014 г. имеют 34 региона. Это свидетельствует о том, что принимаемые меры недостаточны.

Проведенный анализ носит промежуточный характер, контрольные мероприятия в этой сфере будут продолжены.

Справочная информация:

Социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Ключевые факты

1. За последние 3 года общая численность детей-сирот снизилась на 3,5%. По состоянию на 1 июня 2014 г. на учете в государственном банке числится 101 тыс. детей-сирот, на 6 тыс. меньше по сравнению с 2013 годом.

2. Смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, которые в том числе освобождены от необходимости проходить специальную подготовку, исключено требование о необходимости предоставления справки по соответствию жилого помещения санитарным и техническим нормам, сокращена разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и ребенком, упрощена система отчетности опекунов и попечителей.

3. Только в 27 регионах приняты нормативные акты по всем формам устройства сирот, и только в Брянской области и г. Москве установлены все виды льгот для них.

4. Софинансирование расходных обязательств регионов осуществлялось Минфином в 2013 году на основании заключенных с ними соглашений. Позднее заключение соглашений и, как следствие, позднее перечисление субсидии не позволило регионам полностью использовать выделенные средства, и на конец года образовался остаток более 1 млрд. рублей.

5. В 2013 году Минфин ненадлежащим образом осуществлял контроль за соблюдением регионами условий предоставления субсидий.

В 2013 году 22 региона не выполнили взятые на себя обязательства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а задолженность увеличилась на 11,4 тыс. человек и составила 115,5 тыс. человек. Задолженность перед детьми-сиротами в количестве более 1 тысячи человек на 1 января 2014 года имеют 34 региона.

Источник: сайт Счетной палаты Российской Федерации (http://audit.gov.ru)



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика