Такое разъяснение дано начальником Главного управления по вопросам миграции МВД России.
В последнее время имеют место многочисленные обращения от опекунов и попечителей — жителей города Москвы, которым сотрудники территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России отказывают в регистрации по месту жительства их подопечных, опека (попечительство) над которыми установлена в других субъектах Российской Федерации, в жилые помещения в городе Москве, находящиеся в собственности опекунов (попечителей) в которых они зарегистрированы по месту жительства и проживают совместно с подопечными.
Необходимость регистрации подопечных по месту жительства в городе Москвы вызвана тем, что дополнительные гарантии и льготы для подопечных в городе Москве предоставляются при условии наличия у них регистрации по месту жительства в городе Москве. Это касается предоставления социальных и медицинских услуг, реабилитационных услуг и средств реабилитации для подопечных, имеющих проблемы со здоровьем, дополнительного образования, бесплатного проезда городским общественным транспортом, заключения в отношении этих подопечных договоров о приемной семье.
Отказы в регистрации подопечных в жилых помещениях, находящихся в собственности опекунов (попечителей), должностные лица территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России мотивируют необходимостью предоставить согласие органов опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства подопечных в жилые помещения их законных представителей.
Между тем, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила регистрации), отсутствует требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).
Согласно пункту 28 Правил регистрации, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 г. № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Административный регламент).
Положения Административного регламента не могут противоречить Правилам регистрации, как правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и устанавливать ограничения и условия регистрации (в том числе для несовершеннолетних подопечных в жилые помещения их опекунов (попечителей), не предусмотренные Правилами регистрации.
Административный регламент, также как и Правила регистрации, не предусматривает требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).
Административный регламент (в отличие от Правил регистрации) предусматривает предоставление согласия органа опеки и попечительства лишь при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания. Это согласие предоставляется на изменение места пребывания или места жительства ребенка (пункт 136).
Пункт 136 Административного регламента логично рассматривать в системном единстве с пунктом 135, который позволяет гражданам, выбывающим к новому месту жительства, перед выездом сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
В связи с создавшейся ситуацией, Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованская обратилась за разъяснениями к начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России О.Е.Кирилловой и Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову с вопросом о том, являются ли обоснованными требования сотрудников территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России при регистрации по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящихся в собственности их опекунов (попечителей), предоставлять письменное согласие на такую регистрацию соответствующего органа опеки и попечительства (письмо размещено на нашем сайте в разделе «Законодательство» — «Федеральное законодательство» — «Письма и рекомендации федеральных ведомств» )
В письме начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2018 г. № 3/187701771993 (размещено на нашем сайте в том же разделе) указано:
«Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Установленный Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), перечень документов, необходимых для регистрации, в том числе, лиц, находящихся под опекой, не может быть расширен, так как это приведет к разрешительному характеру регистрации.
Таким образом, нормы Правил и Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Административный регламент) не содержат требований предъявления письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства при регистрации по месту жительства указанной категории граждан.
Кроме того, при переработке Административного регламента, его пункт 136, предусматривающий представление письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, исключен.
Соответствующие разъяснения направлены в ГУ МВД России по г. Москве».
В письме заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В.Новака от 28 февраля 2018 г. № 08/27472-ДН (размещено на нашем сайте, в том же разделе), в частности указано:
«Статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплен перечень полномочий органов опеки и попечительства.
При этом ни указанным перечнем, ни иными федеральными законами, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), не установлено полномочие органов опеки и попечительства по выдаче письменного согласия на регистрацию по месту жительства подопечных в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности опекунам (попечителям) и находящихся в иных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Регламент), снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
Таким образом, полагаем, что Регламентом на опекунов (попечителей) возлагаются дополнительные обременения, связанные с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан в их жилых помещениях, не предусмотренные федеральным законодательством.
В настоящее время в Минюсте России ведется работа по регистрации приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которым признается не подлежащим применению приказ Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288.
В представленном на регистрацию Административном регламенте требование представления согласия органов опеки и попечительства при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания не предусмотрено».
Указанные разъяснения, прежде всего, письмо Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2018 г. № 3/187701771993, могут быть представлены опекунами (попечителями) при подаче заявлений о регистрации по месту жительства их подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности этих опекунов (попечителей).
В случае отказа в регистрации подопечных следует обращаться с жалобами к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве Сергиенко Дмитрию Владимировичу (адрес: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4, https://77.мвд.рф/ms).
Деятельность Центра по информированию о правовых позициях органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.