ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

После трех лет борьбы юристы Благотворительного центра «Соучастие в судьбе» отстояли право сироты на жилье

Евгений И. родился в Алтайском крае, где безвыездно проживал до 27-ми лет.

При направлении Евгения И. в детский дом никакого жилого помещения за ним закреплено не было, в 2002 году в возрасте 14-ти лет он был поставлен на жилищный учет администрацией одного из районов Алтайского края.

В 2006 году Евгений достиг совершеннолетия и закончил пребывание в учреждении для детей-сирот, затем некоторое время работал на территории Алтайского края.

В 2015 году, в возрасте 27-ми лет, Евгений из-за проблем с трудоустройством в Алтайском крае выехал на заработки в Москву, где нашел работу и зарегистрировался по месту жительства в Московской области.

В феврале 2016 года Евгений обратился в Центр «Соучастие в судьбе» с просьбой разъяснить его права на льготное обеспечение жильем по прежнему месту жительства. Из документов у Евгения имелось лишь постановление о постановке его в 2002 году на жилищный учет.

Мы сразу обратили внимание на то, что Евгений имеет проблемы со здоровьем — он полностью слеп на один глаз, а вторым видит крайне слабо. Согласно медицинским заключениям Евгений может полностью ослепнуть.

Юрист Центра Селиханова А.А. проанализировала жилищную ситуацию Евгения. Из-за отсутствия закрепленного жилья он был принят на жилищный учет как сирота в 2002 году, закончил пребывание в детском доме в 2006 году.

Согласно нормам действовавшего в тот период законодательства, а именно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Евгений подлежал обеспечению жилым помещением сразу по достижении им совершеннолетия. Однако жилое помещение ему своевременно предоставлено не было.

С 1 января 2013 года стал действовать новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым была изменена процедура учета этой категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в частности, был введен институт формирования списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — Список).

Включению в Список подлежали, в том числе, лица указанной категории, ранее состоявшие на жилищном учете, но по состоянию на 1 января 2013 года еще не обеспеченные жилыми помещениями.

Обязанность по переводу сирот, состоявших на жилищном учете до 1 января 2013 года, в Список, была возложена на органы местного самоуправления, что прямо предусматривалось пунктом 4 статьи 4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».

Таким образом, в отношении Евгения, состоявшего с 2002 года на жилищном учете и не обеспеченного жилым помещением по состоянию на 1 января 2013 года, требовался его перевод в Список, чего не было своевременно сделано уполномоченными органами.

При этом перевод в Список означал не признание за Евгением права на обеспечение жильем (поскольку это право было за ним признано еще в 2002 году с постановкой на жилищный учет), а означал приведение сведений о Заявителе в соответствие с процедурой ведения Списков, введенной вместо жилищного учета с 2013 года.

Вначале юристы Центра предполагали, что в защиту прав Евгения выступит прокуратура, ввиду того, что он относится к крайне уязвимой категории граждан — является сиротой и фактически инвалидом по зрению.

Юристами Центра было подготовлено обращение к прокурору Алтайского края, содержащее подробное правовое обоснование жилищной ситуации Евгения и просьбу оказать содействие во включении его в Список.

На данное обращение поступил ответ прокуратуры края о том, что Евгению достаточно самому подать заявление о включении его в Список в уполномоченный орган, которым на тот момент выступало Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

Такое заявление было подготовлено и подано Евгением. Однако, сироте было отказано во включении в Список на том основании, что он уже достиг возраста 23-х лет.

Юристы Центра подготовили обращения Прокурору Алтайского края и в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в которых указывалось, что для лиц, которые ранее уже состояли на жилищном учете, для перевода в Список не требовалось соответствовать никаким возрастным цензам.

На указанные обращения поступили ответы о том, что соблюдение возраста 23-х лет является необходимым. При этом указанными органами и их должностными лицами игнорировался тот факт, что в 2013 году, когда Списки были введены законодателем, Евгению уже было 25 лет, поэтому он физически не мог подать заявление о включении в Список до достижения им возраста 23-х лет.

В связи с тем, что в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, а прокуратура отказалась подавать иск в защиту прав Евгения, юристами Центра было подготовлено исковое заявление об обязании включить его в Список.

Ответчиком по иску являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, которое на тот момент осуществляло функции по ведению Списка и отказало Евгению во включении в Список.

В процессе рассмотрения иска, функции по ведению Списка в Алтайском крае были возложены на КГКУ «Региональное жилищное управление», однако суд не предложил Евгению произвести замену ответчика, а отказал в удовлетворении иска в связи с ненадлежащим ответчиком.

Юристами Центра было подготовлено заявление о включении Евгения в Список теперь уже в КГКУ «Региональное жилищное управление», который также отказ во включении его в Список с той же мотивировкой о достижении им возраста 23-х лет.

Затем юристами Центра было подготовлено исковое заявление к КГКУ «Региональное жилищное управление» об обязании включить Евгения в Список.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15.05.2018 г. В иске Евгению было отказано.

При этом, суд указал, что Евгений имеет право быть включенным в Список, однако уже не в Алтайском крае, а в Московской области — по месту его регистрации в настоящее время.

Указанное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционной инстанцией Алтайского краевого суда.

Одновременно Евгений обратился с заявлением о включении в список в Министерство образования Московской области, на которое поступил ответ о том, что он подлежит обеспечению жильем по месту его постановки на учет в Алтайском крае.

Таким образом, сложилась абсурдная ситуация, что право Евгения быть включенным в Список было признано, однако и Алтайский край, и Московская область отказывались включить его в Список.

Правовая позиция юристов Центра состояла в том, что включение в Список должно осуществляться в том регионе, где Евгений был поставлен на жилищный учет, достиг совершеннолетия и подлежал обеспечению жильем еще в 18 лет, и где по вине уполномоченных органов не был своевременно переведен в Список в 2013 году – то есть в Алтайском крае.

Выезд в возрасте 27-ми лет с целью поисков работы в другой регион не мог обуславливать отказ в обеспечении Евгения жильем на территории Алтайского края.

С указанным обоснованием, была подготовлена кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на состоявшиеся судебные постановления нижестоящих судов.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации дело Евгения было истребовано, и 25 марта 2019 года его кассационная жалоба была рассмотрена Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ. Принято определение: решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15.05.2018 г. и апелляционное определение Алтайского краевого суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В определении судьи Верховного Суда РФ о передаче кассационной жалобы Евгения И. для рассмотрения в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ указано, что обязанности по переводу заявителя в Список возлагались на органы местного самоуправления Алтайского края еще с 2013 года, которые указанные обязанности не исполнили. В Определении также указано, что при таких обстоятельствах, Евгений И. подлежит включению в Список и обеспечению жильем в Алтайском крае, где первоначально был поставлен на учет и проживал до возраста 27-ми лет. В Определении отражено, что выезд Заявителя на поиски работы за пределы Алтайского края и регистрация в Московской области в целях трудоустройства не может обуславливать отказ во включении его в Список в Алтайском крае.

В связи с тем, что обстоятельства дела Евгения И. имеют распространенный характер, определение Верховного Суда РФ по его делу будет иметь значение для разрешения аналогичных дел других лиц, которые ранее состояли на жилищном учете в Алтайском крае, но по вине органов местного самоуправления не были переведены в Список.

Дело Евгения И. наглядно иллюстрирует, какой длинный путь для восстановления своих прав, нарушенных по вине органов власти и местного самоуправления, приходиться пройти лицам из числа детей-сирот.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по настоящему делу будет размещено на сайте Центра «Соучастие в судьбе».



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2019 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика