ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Хорошая новость. Согласно новому порядку формирования списка «возрастные сироты», не принятые на жилищный учет до достижения возраста 23 лет, подлежат включению в списки детей-сирот, обеспечиваемых жилыми помещениями из спецжилфонда

Юридическая служба РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» информирует об изменении федерального законодательства о порядке формирования списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 1 января 2019 года административная и судебная практика по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, основывалась на том, что

1) дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений (до 1 января 2013 года — договору социального найма), распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет;

2) предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из этого, делался вывод о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом фактически игнорировались положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года), в котором установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, судам разъяснялось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения в льготном порядке.

Судам было рекомендовано выяснять причины, в силу которых истцы по делам данной категории своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, судам надлежало удовлетворять требования истцов о льготном обеспечении их жилым помещением.

Более того, Верховный Суд Российской Федерации указал в Обзоре от 20.11.2013 года наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые суд надлежало признавать уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на льготное обеспечение жильем. Такими причинами, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, являлось в частности:

— ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

— незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

— состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

— установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Однако, суды в большинстве своем фактически игнорировали указанную позицию Верховного Суда Российской Федерации, не исследовали причин несвоевременной постановки детей-сирот на жилищный учет, и, в случае, невозможности подтвердить письменные обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет о постановке на жилищный учет по льготной категории (а с 1 января 2013 года о включении в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из спецжилфонда), отказывали в предоставлении им жилых помещений.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, вступившим в силу с 18 апреля 2019 года) утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее — Правила формирования списка).

В абзаце третьем пункта 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учет (до 1 января 2013 года), а с 1 января 2013 года не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после 01.01.2013 г.

Согласно данным Правилам формирования списка, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее — орган местного самоуправления).

Первоначально лицу из числа детей-сирот необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении его в Список по утвержденной форме согласно Правил формирования списка.

В случае отказа во включении в список возможно последующее обращение в суд.

Ключевым обстоятельством в целях применения указанной правовой нормы (пункта 3 Правил формирования списка) является наличие у лиц указанной категории и достигших возраста 23 лет в соответствии с действовавшим в конкретный период времени законодательством права на льготное обеспечение жилым помещением.

В этой связи, значимыми являются следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма подлежали обеспечению только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не имели закрепленного жилого помещения, либо закрепленное за ними жилое помещение во время пребывания этих лиц в организациях для детей-сирот или на семейной форме устройства пришло в непригодное для проживания состояние.

Исключением из этого правила являлись два случая.

1) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в случае если за ними в период с 28.03.1998 г. по 01.03.2005 г. было закреплено жилое помещение, не относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а сами эти лица не входили в число собственников этого жилья.

Указанное обстоятельство связано с тем, что согласно статье 60 ЖК РСФСР (в редакции Федерального закона от 28.03.1998 г. № 45-ФЗ) за детьми, оставшимися без попечения родителей, на все время их пребывания в учреждениях для детей-сирот или на семейной форме устройства сохранялись жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

2) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, если законодательством субъекта Российской Федерации по их месту жительства, было предусмотрено льготное обеспечение таких лиц и в случае наличия закрепленного за такими лицами жилого помещения, но законодательством субъекта Российской Федерации были установлены обстоятельства невозможности их проживания (возвращения) в ранее занимаемые жилые помещения.

Указанный довод основан на положении пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), которым устанавливалось, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Например, такие дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненное жилое помещение, были установлены законодательством города Москвы, которое предусматривало возможность обеспечения их жильем в льготном порядке, если имели место обстоятельства невозможности проживания этих лиц в ранее занимаемом жилом помещении.

Институт невозможности проживания в ранее занимаемых на условиях социального найма или на праве собственности жилых помещениях был введен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ.

Кроме обстоятельств при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, установленных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, субъекты Российской Федерации могли установить дополнительные обстоятельства невозможности проживания граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, действующие в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях подлежит установлению до достижения гражданами указанной категории возраста 23 лет.

В соответствии с новыми Правилами формирования списков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397-ФЗ, подлежат включению в список лица, которые по состоянию на 1 января 2013 года не достигли возраста 23 лет, подлежали обеспечению жилыми помещениями по новому порядку (установленному Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ), например, в связи с наличием обстоятельств невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, но не были включены в список.

Несмотря на то, что новые Правила формирования списка, вступили в силу три месяца назад, 18 апреля 2019 года, уже стала складываться положительная судебная практика об обязании уполномоченного органа включить в Список лицо старше 23-х лет на основании нового порядка (в частности, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187/2019, размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика»).

Обращаем внимание, что для обращения с заявлением о включении в список по новому порядку, и для принятия уполномоченным органом решения о включении в список, не требуется принятия соответствующих норм на региональном уровне, поскольку нормы федерального законодательства действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, во включении в Список не может быть отказано ввиду отсутствия соответствующих норм на региональном уровне.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика