Чтобы обеспечить всех жильем, нужно более 30 лет — и это только для сирот на сегодняшний день
Специалисты Контрольно-счетной палаты (КСП) Забайкалья оценили результаты мер, направленных на обеспечение жильем детей-сирот за период с января 2021 по октябрь 2023 года. Выводы оказались «неоптимистичным» — все меры никак не способствовали уменьшению огромной очереди на жилье. Специалисты выявили множество проблем в сфере — от неэффективного расходования бюджетных денег до формального подхода властей к оформлению документов. Об этом 15 апреля сообщается в Telegram-канаде КСП региона.
Как и при прошлой проверке за 2019–2020 годы, система мер не привела к снижению очереди на жилье. Для обеспечения квартирами детей-сирот, находящихся в списке на момент проверки, потребуется 33 года и 30,5 миллиарда рублей — и это без учета тех детей, кто еще не приобрел право на жилье.
КСП выделяет следующие проблемные зоны в сфере:
1. Бюджетные деньги расходуются неэффективно, так как нарушаются сроки предоставления жилья и некачественно выполняется капремонт.
Из-за организационных ошибок выделяемые деньги используются не в полном объеме. В итоге 144 ребенка-сироты не получили квартиры в 2021 году, в 2023 году, как минимум 6 человек можно было дополнительно обеспечить жилищными сертификатами, которые не реализованы.
Что же касается капремонта квартир, принадлежащих сиротам на праве собственности, то его средняя стоимость за 1 квадратный метр составляет чуть более 5 тысяч рублей и не менялась в нашем регионе в течении 11 лет. Из-за этого квартиры ремонтируются очень редко — 3 штук за 3 года — и низкокачественно. Выявлен случай, когда после капремонта дальнейшее проживание в квартире было невозможно.
2.Темпы обеспечения жильем детей-сирот экстремально низкие.
С учетом большой проблемы сиротства в целом ликвидировать очередь детей-сирот в обозримом будущем невозможно. По оценке специалистов КСП, расчетный срок ожидания детьми-сиротами жилья составляет 12 лет и более. Это обусловлено: недостаточным финансированием из краевого бюджета, несмотря на то, что последние два года край выделяет на сирот больше денег; недобросовестностью подрядчиков и небольшим предложением на вторичном рынке жилья (низкая конкуренция); применением не всех возможных способов формирования спецжилфонда для детей-сирот.
3. Планируемые до 2030 года мероприятия не позволяют ликвидировать накопившуюся задолженность.
Разработанные на уровне региона документы носят формальный характер, а средства, реально необходимые для изменения ситуации, указаны как дополнительная потребность, то есть по факту не предусмотрены.
4. Органами исполнительной власти, ответственными за реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, допускается формальный подход к оформлению документов и контролю за расходованием бюджетных средств, а также сохранностью госимущества.
В КСП отмечают, что востребованной мерой стала выдача с 2022 года жилищных сертификатов детям-сиротам на приобретение жилья, однако она не стала столь эффективной из-за организационных ошибок.
В феврале 2024 года сироты из Забайкальского края обратились к главе следкома России Александру Бастрыкину, он поручил доложить о расследовании уголовного дела о необеспечении их жильем. В начале марта следователи возбудили уголовное дело о халатности из-за необеспечения жильем около семи тысяч детей-сирот после прокурорской проверки. В федеральный бюджет с 2015-го по 2021 год из региона вернули 501,1 миллиона рублей, которые потенциально могли пойти на приобретение квартир.
В августе в превышении должностных полномочий обвинили заместителя министра труда и социальной защиты населения Елену Нижегородцеву. По версии следствия, в 2021 году она незаконно отдала указание подчиненным подготовить в адрес федеральных министерств письмо с просьбой уменьшить объем денежных средств на 177 миллионов рублей и в последующем подписать соответствующее соглашение, на эти деньги можно было купить для сирот 24 жилых помещения. Сейчас дело находится на рассмотрении в суде.
Источник информации: сетевое издание «Чита.РУ» https://www.chita.ru/