Ф. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение социальной карты жителя Московской области.
Требования мотивированы тем, что Ф. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом II группы, бессрочно.
Ф. находится в ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками для умственно отсталых детей», где зарегистрирован по месту пребывания. Ранее также находился на полном государственном обеспечении в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Московской области, имел регистрацию по месту пребывания.
Регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации Ф. не имеет.
После обращения с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области, Ф. было получено решение об отказе в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Применительно к данному спору право на получение социальной карты жителя Московской области обуславливается следующими условиями: наличием инвалидности, получением пенсии по потери кормильца и местом жительства в Московской области.
Суд признавая право Ф. на получение социальной карты жителя Московской области, руководствовался следующим.
Предоставление меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области регулируется Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Согласно положениям ст. 1.1. указанного Закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Суд, ссылаясь также на статьи 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» указал, что в данном случае регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд признал, что место жительства Ф. на территории Московской области подтверждается регистрацией по месту пребывания, получением социальных услуг на территории Дмитровского городского округа Московской области.
Кроме того, факт проживания истца на территории Московской области стороной ответчика не отрицается и не оспаривается.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа в предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной карты жителя Московской области. Регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Данная позиция согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 2 июня 2011 г. № 11-П) о том, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Суд пришел к выводу о подтверждении факта постоянного проживания на территории Московской области и наличии обстоятельств, с которыми законодатель связывает возникновение права у Ф. на дополнительные меры социальной поддержки, а именно право на получение социальной карты жителя Московской области.
См. решение Дмитровского городского суда Московской области от 10.03.2022 г. № 2-1112/22.