ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Нормы федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов формирования и ведения списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, носят исключительно процедурный характер и должны способствовать оптимальной реализации права гражданина на обеспечение жилым помещением по месту жительства, не умаляя и не искажая смысл такого права

Верховный суд Республики Карелия 6 февраля 2015 г. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.12.2014 по гражданскому делу по иску прокурора города Петрозаводска в интересах С.Е.А. к Министерству образования Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа о признании права на получение жилого помещения.

Прокурор города Петрозаводска обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском в интересах С.Е.А. о признании за ним права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории Петрозаводского городского округа. Иск мотивирован тем, что С.Е.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, в установленном законом порядке признана невозможность его проживания в закрепленном за ним жилье в Пряжинском районе, его постоянное место жительства и место работы находится в г. Петрозаводске. Решением суда иск удовлетворен.

Ответчик — администрация Петрозаводского городского округа в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на то, что судом неправильно оценены обстоятельства дела: не принято во внимание, что С.Е.А. остается по настоящее время включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем в Пряжинском районе, повторное включение в такой список не допускается.

Судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрены гарантии, в числе прочих, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Такой порядок установлен Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства Республик Карелия от 16 апреля 2013 г. № 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Судом апелляционной инстанции установлено, что С.Е.А., <…> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с <…> за ним закреплено жилое помещение по адресу: пгт. Пряжа, <…>, в котором проживают еще 4 человека, в том числе мать С.Е.А., лишенная в отношении истца родительских прав.

С <…> С.Е.А. зарегистрирован по месту жительства в <…> в указанной квартире, однако фактически после установления опеки, в указанное помещение не вселялся и в нем не проживал.

Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района № от <…> был установлен факт невозможности проживания С.Е.А. в закрепленном за ним жилом помещении.

С учетом данного постановления Министерством образования РК издан приказ № от <…> об утверждении Списка об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в который включен как лицо, подлежащее обеспечению жильем в Пряжинском районе.

Удовлетворяя заявленные исковые требования суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с <…> года С.Е.А. проживает и работает в г. Петрозаводске, и в силу вышеприведенных норм материального права должен быть включен в указанный Список с целью обеспечения жилым помещением на территории Петрозаводского городского округа.

Довод апелляционной жалобы о том, что С.Е.А. по настоящее время остается включенным в Список как лицо, подлежащее обеспечению жильем в Пряжинском районе, судебная коллегия находит несостоятельным ввиду следующего.

Нормы федерального законодательства и законодательства Республики Карелия, касающиеся вопросов формирования и ведения списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, носят исключительно процедурный характер и должны способствовать оптимальной реализации права гражданина на обеспечение жилым помещением по месту жительства, не умаляя и не искажая смысл такого права.

С учетом этого, на основании решения суда первой инстанции, законность и обоснованность которого подтверждается настоящим апелляционным определением, в Список следует внести изменения, указав, что С.Е.А. подлежит обеспечению жильем в г. Петрозаводске, одновременно исключив его из установленного данным Списком перечня лиц, нуждающихся в обеспечении жильем в Пряжинском районе.

Федеральное и региональное законодательство в сфере рассматриваемых отношений, устанавливая необходимость формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не предусматривает очередность предоставления жилого помещения с учетом времени включения в список, образования задолженности по жилищному обеспечению или исходя из другого критерия. С учетом этого, наличие списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не должно создавать конкуренцию льготников, такой список служит исключительно целям предварительного планирования числа нуждающихся и призван обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья.

Данная позиция отражена также в п. 2.1 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных письмом Минобрнауки России от 08.04.2014 № ВК-615/07.

Текст апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от 6 февраля 2015 г. по делу № 33-468/2015 размещен на нашем сайте в разделе «Судебная практика» («Решения судов субъектов РФ»).



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика