Московский областной суд принял к производству два административных исковых заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в редакции постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42.
Постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42 утверждены:
Порядок приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства (далее — Порядок приема заявления об исключении из списка).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области (далее — Перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список), приложение 2 к постановлению.
В Перечне документов, прилагаемых к заявлению о включении в список, в частности предусмотрено предоставление документа, подтверждающий место жительства сироты в Московской области более 5 лет при включении в список при перемене места жительства из другого субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка приема заявления об исключении из списка, установлено:
При перемене места жительства ребенка-сироты заявление в письменной форме об исключении его из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области (далее — заявление об исключении из списка) подает его законный представитель в территориальное структурное подразделение по опеке и попечительству центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования по месту жительства ребенка-сироты в Московской области (далее — территориальный орган опеки по новому месту жительства) при наличии одного из оснований:
если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет;
если ребенок-сирота, оставленный матерью в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в отношении которого родители дали письменное согласие на усыновление в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в свидетельстве о рождении ребенка-сироты отсутствуют сведения о родителях, не имеет регистрации по месту жительства ни в одном субъекте Российской Федерации.
В пункте 5 Порядка приема заявления об исключении из списка, установлено, что к заявлению об исключении из списка прилагаются следующие документы:
документы, подтверждающие место жительства ребенка-сироты в Московской области более 5 лет на дату обращения или лица из числа детей-сирот более 5 лет на момент достижения совершеннолетия (подпункт «д»).
Таким образом, вышеуказанные нормы устанавливают обязательное дополнительное условие для включения ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Московской области, а именно наличие места жительства в Московской области более 5 лет.
По мнению административных истцов — лица из числа детей-сирот Зинаиды П. и попечителя Александры П., действующей в интересах подопечной Анны О., — вышеуказанные положения Порядка приема заявления об исключении из списка и Перечня документов, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Правилам формирования списка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, статье 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ.
Указанные выше положения Порядка приема заявления об исключении из списка и Перечня документов, являются ограничительными и дискриминационными (по признаку срока проживания ребенка-сироты и лица из числа детей-сирот на территории Московской области), устанавливают дополнительные требования, не предусмотренные положениями вышеназванных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, снижает уровень правовых гарантий детей-сирот, проживающих на территории Московской области менее 5 лет, и нарушают их право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается лишь порядок однократного предоставления указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанный порядок предусматривает исключительно процедуру предоставления лицам указанной категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ не предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать какие-либо ограничения, условия или препятствия, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, ни положения Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, ни статья 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ не содержат такого требования, как срок проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до момента обращения о включении в Список не менее 5 лет по новому месту жительства (на территории Московской области).
Права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по их месту жительства не могут быть поставлены в зависимость от срока их проживания на территории субъекта Российской Федерации по их новому месту жительства. При этом указанное ограничение не предусмотрено федеральным законодательством.
Административные истцы просят признать вышеуказанные положения постановления Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» недействующими с момента его принятия.
Юристы Центра «Соучастие в судьбе» оказывают правовое сопровождение указанных административных дел с момента подготовки исков.
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.