ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Центр «Соучастие в судьбе» подготовил законопроект, направленный на выравнивание размера полного государственного обеспечения детей-сирот во время их обучения в колледжах города Москвы с размером денежного содержания подопечных

В настоящее время в городе Москве размер ежемесячной денежной компенсации в целях предоставления полного государственного обеспечения лицам из числа детей-сирот и лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения в два раза меньше размера ежемесячного денежного содержания детей-сирот, находящихся под попечительством (а для лиц, указанной категории, имеющих инвалидность меньше в 2,42 раза).

Сложившаяся ситуация представляется недопустимой.

Проект закона города Москвы «О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» направлен на усиление гарантий по социальной поддержке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения, в части приведения размера денежной компенсации полного государственного обеспечения указанной категории лиц в соответствие с размером ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что:

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Как следует из вышеприведенных правовых норм, федеральным законодательством предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства, так и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения. При этом, содержание полного государственного обеспечения и в первом и во втором случаях тождественно и включает в себя предоставление указанным гражданам бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

В части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» установлено, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.

Размер ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством в городе Москве, в 2019 году составил 22 000 рублей (ребенка-инвалида – 27 500 рублей), в 2020 году – 23 232 рубля (ребенка-инвалида – 29 040 рублей), в 2021 году — 24 092 рубля (ребенка-инвалида – 30 115 рублей).

При этом, размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 6 статьи 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», в целях обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем, предоставляемой лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, образовательными организациями, в которых они обучаются за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, с 2011 года по 2020 год не изменялся и составил 12 000 рублей (включая обучающихся указанной категории, имеющих инвалидность).

Размер указанной ежемесячной денежной компенсации полного государственного обеспечения на 2021 год составил 12 444 рубля (то есть увеличился на 3,7% по сравнению с размером, действовавшим в предшествующие 10 лет).

Размер ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством в городе Москве в 2020 году в 1,94 раза (для обучающихся указанной категории из числа инвалидов – в 2,42 раза) превышал размер ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.

Аналогичное соотношение между размером ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством в городе Москве и размером ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения, сохранилось в 2021 году.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закончившим пребывание в семье попечителя в связи с достижением возраста 18 лет, прекращается выплата ежемесячного денежного содержания, предусмотренного Законом города Москвы от 14 декабря 2004 года № 87, и в случае их обучения за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, они зачисляются на полное государственное обеспечение, предоставляемое образовательными организациями, в которых обучаются, размер которого [полного государственного обеспечения] составляет 0,5 (а для обучающихся указанной категории из числа инвалидов – 0,41) ранее предоставляемого им ежемесячного денежного содержания.

Размер полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот города Москвы составляет 238 400 рублей, что в 19,2 раза больше размера ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.

Величина прожиточного минимума на детей в городе Москве в 4 квартале 2011 года составила 7 825 рублей, что соответствовало 65% размера ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения в 2011 году (12 000 рублей).

Величина прожиточного минимума на детей в городе Москве во втором полугодии 2020 года составила 15 450 рублей, что соответствовало 129% размера ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения в 2020 году (12 000 рублей).

То есть величина прожиточного минимума на детей в Москве с 2011 года по 2020 год увеличилась в 1,97 раза, а размер ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения не изменился.

Имеет место существенное несоответствие уровня полного государственного обеспечения для идентичных социальных групп детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законопроект направлен на устранение указанного несоответствия.

В Законе города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» предусмотрена статья 8 «Дополнительные гарантии права на образование», в части 6 которой установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, находятся на полном государственном обеспечении до завершения обучения по указанным образовательным программам. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, образовательными организациями, в которых они обучаются за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в целях обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем в порядке и размере, которые устанавливаются Правительством Москвы.

Законопроектом предлагается вышеуказанную норму дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Размер денежной компенсации, предусмотренной абзацем первым настоящей части, не может быть меньше размера денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание детей, находящихся под попечительством, в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которым установлена инвалидность, денежная компенсация предоставляется в размере денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание подопечных детей-инвалидов.»

Принятие законопроекта приведет к выравниванию уровня полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения.

Предлагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Это позволит предусмотреть дополнительные расходы, обусловленные принятием законопроекта, в бюджете города Москвы на следующий календарный год.

Финансово-экономическое обоснование проекта закона города Москвы «О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»

В 2020/2021 учебном году в колледжах и ВУЗах, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, обучались 1 890 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разница между размером ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством в городе Москве, и размером ежемесячной денежной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляемой при получении ими профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения в 2021 году составляет: 23 232 руб. – 12 444 рубля = 10 788 руб., а для лиц указанной категории, которым установлена инвалидность – 29 040 руб. – 12 444 руб. = 16 596 руб.

Исходя из того, что лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, которые получают профессиональное образование и (или) при проходят профессиональное обучение, имеющих инвалидность не более 20 % от всех лиц названной категории, для реализации законопроекта в 2022 году дополнительно потребуется:

1 512 учащихся х 10 788 руб. х 12 мес. = 195 737 472 руб.

378 учащихся из числа инвалидов х 16 596 руб. х 12 мес. = 75 279 456 руб.

Итого: 271 016 928 руб.

Предполагая индексацию размера ежемесячного денежного содержания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под попечительством в городе Москве на 2021 год по сравнению с 2020 годом в 1,037 раза, реализация законопроекта в 2022 году потребует дополнительно из бюджета города Москвы 281 045 000 рублей.

Законопроект в ближайшее время будет направлен в Правительство Москвы и в Московскую городскую Думу.

Текст законопроекта размещен на нашем сайте в разделе «Законодательство»«Законодательные инициативы Центра».

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2021 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика