ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Апелляционная коллегия Мосгорсуда признала незаконным очередной отказ органов социальной защиты населения Москвы в назначении приемному родителю ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, не имеющим регистрации по месту жительства в городе Москве

30 июня т.г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда рассмотрела апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на решение Басманного районного суда г. Москвы, которым признано незаконным решение Юго-Восточного управления социальной защиты населения об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему регистрации в Москве по месту жительства, принятому в приемную семью жителя города Москвы из другого региона.

В марте 2015 г. приемная мама – житель города Москвы С. органом опеки и попечительства г. Красноярска назначена опекуном С., 2007 г.р. Несовершеннолетняя поставлена на учет по месту жительства опекуна в городе Москве, опекуну назначены ежемесячные денежные средства на содержание подопечной. Отделом УФМС по г. Москве С. зарегистрирована в квартире опекуна по месту пребывания на период до 2025 г. В апреле 2015 г. районным УСЗН г. Москвы заключен договор с С. об осуществлении опеки в отношении С. на возмездных условиях.

Несовершеннолетняя С. является ребенком-инвалидом.

С. обратилась в территориальный орган Департамента социальной защиты населения г. Москвы за назначением и предоставлением ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом С. Однако ей в этом было отказано в связи с отсутствием у подопечной регистрации по месту жительства в городе Москве.

С. оспорила решение органов соцзащиты в Басманном районный суд г. Москвы. Суд признал незаконным решение об отказе в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом С.; обязал УСЗН ЮВАО г. Москвы назначить и предоставить С. ежемесячную компенсационную выплату как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом С., 2007 г.р.

В решении суда первой инстанции в частности указано, что в статье 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Место жительства подопечных, достигших шестнадцати лет, может не совпадать с местом жительства попечителей в случае, если на это дано разрешение органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 36 ГК РФ).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства. Распоряжением УСЗН по ЮВАО г. Москвы о постановке на учет личного дела подопечной С., ее место жительства определено совместно с приемным родителем.

В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания, С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу приемного родителя на срок с 2015 по 2025.

Регистрация несовершеннолетней С по месту жительства в Красноярском крае не имеет правового значения для назначения ежемесячной компенсационной выплаты, так как в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Распоряжением УСЗН по ЮВАО г. Москвы назначены денежные средства на содержание подопечной С., предусмотренные Законом города Москвы от 15.12.2004 № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Закона опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва. Т.е. назначив опекуну выплату указанных денежных средств на содержание подопечной С., органы социальной защиты населения установили, что ее местом жительства является город Москва.
Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей (п. 3 ст.34 ГК РФ).

В соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, по результатам которых составляет соответствующий акт.

Сведений о том, что малолетняя С. не проживает в городе Москве, орган опеки и попечительства, осуществляющий контроль за исполнением мной опекунских обязанностей по фактическому месту жительства, не располагает.

В пункте 2.7.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет» (Регламент), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 г. № 301-ПП, установлено, что при обращении за получением государственной услуги представляется, в том числе документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 23 лет, в связи с уходом за которым предоставляется государственная услуга, а именно один из следующих: единый жилищный документ; домовая книга/выписка из домовой книги; копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения; справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.). Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве ребенка-инвалида или инвалида с детства.

Из указанного положения следует, что в качестве сведений о месте жительства в городе Москве ребенка-инвалида, в связи с уходом за которым предоставляется государственная услуга, не обязательно должна являться именно регистрация такого ребенка по месту жительства в г. Москве.

Суд полагает несостоятельной ссылку ответчиков на определения понятий «место пребывания» и «место жительства» из Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку указанный Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.07.1993 № 5242-1 определены основные понятия, в том числе понятие «место жительства», которые, как указано, используются в целях настоящего Закона.

При таких обстоятельствах понятие «место жительства», определенное в Законе, не может применяться в качестве универсального для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в ст. 20 ГК РФ, а также без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П и др.).

Ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет установлена Законом города Москвы от 23.11.2005 № 60 в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Вместе с тем, установление органами государственной власти города Москвы за счет средств бюджета города Москвы дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не освобождает указанные органы от конституционно-правовых обязанностей соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, общеправовые принципы, в том числе принцип равенства всех перед законом и судом, закрепленный в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации; общепризнанных норм и принципов права, норм международного права, являющихся частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Предоставление ежемесячной компенсационной выплаты имеющим место жительства в городе Москве неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, в том числе осуществляющим по месту жительства в городе Москве уход за детьми-инвалидами, зарегистрированными по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации.
Различие в регистрации в Москве по месту жительства и по месту пребывания между детьми-инвалидами, из числа оставшихся без попечения родителей, за которыми осуществляют уход граждане, местом жительства которых является город Москва, не является достаточным для установления различий в установлении для этих граждан мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджета города Москвы.

Основной довод апелляционной жалобы представителя ДТиСЗН г. Москвы состоял в том, что место жительства подопечной ребенка-инвалида С. в городе Москве не подтверждено регистрацией ее по месту жительства в городе Москве или решением суда об установлении соответствующего юридического факта.

Представитель ДТиСЗН г. Москвы полагал, что имеются противоречивые документы о месте жительства несовершеннолетней С. (ее регистрация по месту жительства в Красноярском крае и регистрация по месту пребывания в городе Москве).

Апелляционная инстанция Мосгорсуда не согласилась с указанными доводами представителей Департамента труда и социальной защиты населения и оставила без изменения решение Басманного районного суда в части признания незаконным решения ОСЗН по ЮВАО г. Москвы о назначении ежемесячной компенсационной выплаты и возложении обязанности на УСЗН ЮВАО г. Москвы назначить и предоставить С. ежемесячную компенсационную выплату по уходу за подопечным ребенком-инвалидом С. в возрасте до 18 лет.

Это четвертое апелляционное определение Московского городского суда по указанной категории дел, которые сопровождали юристы Благотворительного центра «Соучастие в судьбе» и представляли интересы приемных родителей.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика