ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Закон не требует подачу заявлений всеми долевыми собственниками жилого помещения для его обследования на предмет пригодности (непригодности) для проживания, для этого достаточно заявления одного из долевых собственников

В Благотворительный Центр «Соучастие в судьбе» обратилась Татьяна Т., 1987 года рождения, относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проживающая в Курской области.

Татьяна Т. является долевой собственницей жилого помещения в городе Курске, имея право собственности на 7/24 долей этого жилого помещения.

Указанное жилое помещение относится к 1938 году постройки.

В 2012 году Татьяна Т. обратилась в проектно-изыскательскую организацию с просьбой провести обследование этого жилого помещения на предмет его пригодности для проживания, согласно заключению которой степень износа здания составляет 75.7 %, состояние аварийное.

Как следует из пункта первого статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений (в том числе долевыми), может быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в случае установления факта невозможности проживания в этом жилом помещении.

В пункте четвертом статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» перечислены обстоятельства, при которых проживание признается невозможным.

Одним из таких обстоятельств является непригодность жилых помещений для постоянного проживания.

Таким образом, для реализации Татьяне Т. своего права на предоставление ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сначала необходимо признать указанное жилое помещение непригодным для проживания.

Уполномоченным органом для принятия решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, является соответствующий орган местного самоуправления, который вправе делегировать эти полномочия создаваемой для этих целей межведомственной комиссии.

Указанные полномочия органа местного самоуправления прописаны в пункте 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

Таким образом, с заявлением об обследовании жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания необходимо обратиться в орган местного самоуправления соответствующей территории, на которой расположено жилое помещение.

Татьяна Т. неоднократно, в 2012, 2013 и 2014 годах обращалась в Администрацию города Курска с заявлением об обследовании жилого помещения, долевой собственницей которого она является, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.

В проведении обследования ей каждый раз было отказано на следующем основании.

Администрация полагала, что Татьяна Т., будучи долевой собственницей жилого помещения, не имеет права заявлять об обследовании этого жилого помещения целиком, а может заявлять лишь об обследовании своей доли в этом жилом помещении.

Однако проведение обследования доли жилого помещения (в данном случае — 7/24 долей) законом не предусмотрено, а предусмотрено только обследование всего жилого помещения.

А для обследования же всего жилого помещения, по мнению Администрации, необходимо заявление всех долевых собственников жилого помещения.

При этом никто из долевых собственников в указанном жилом помещении не проживал ввиду его аварийного состояния. Татьяна Т. не имела связи с ними, поскольку они являлись ей посторонними людьми, место их пребывания Татьяне Т. не было известно – то есть получить от остальных долевых собственников требуемые Администрацией заявления ей не представлялось возможным.

Таким образом, Администрацией проведение обследования жилого помещения было фактически поставлено в зависимость от того, сможет ли Татьяна Т. разыскать остальных долевых собственников этого жилого помещения и уговорить их всех подать заявление о проведении обследования жилого помещения.

В обоснование своей позиции Администрация ссылалась на статью 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой распоряжение имуществом возможно только с согласия всех собственников.

То есть Администрация полагала, что подача заявления об обследовании жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания является актом распоряжения этим жилым помещением.

В связи с возникшими затруднениями Татьяна Т. в 2016 году обратилась в РОО БЦ «Соучастие в судьбе».

Сотрудниками Центра в целях оказания помощи Татьяне Т. было подготовлено письмо в Администрацию с просьбой провести обследование этого жилого помещения с обоснованием такой необходимости для Татьяны Т., которая заключалась в том, что от этого фактически зависела реализация ее права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ответ от Администрации пришло письмо, содержащее отказ в проведении обследования с аналогичным обоснованием, – о необходимости предоставления заявлений всех долевых собственников.

Анализ судебной практики, проведенный сотрудниками Центра, выявил практически полное отсутствие судебных актов по аналогичным делам об отказе долевому собственнику в проведении обследования жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.

Таким образом, можно было говорить о наличии правовой неопределенности в отношении ситуации Татьяны Т.

В связи с этим, сотрудниками Центра были подготовлены запросы с просьбой сообщить правовую позицию в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и в Академию Генеральной прокуратуры Российской Федерации с изложением обстоятельств дела по обращению Татьяны Т., позиции Администрации и позиции сотрудников Центра относительно сложившейся ситуации.

Полученные на запросы ответы подтвердили позицию сотрудников Центра и некорректность позиции Администрации, как основанной на неверном толковании действующего законодательства.

Полученные правовые позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации можно резюмировать следующим образом.

Подача заявления об обследовании жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания не является актом распоряжения этим жилым помещением, поскольку сама по себе не изменяет юридическую судьбу этого жилого помещения, не порождает новых жилищных прав и обязанностей.

Это волеизъявление заинтересованного долевого собственника, направленное на установление определенного факта (пригодности или непригодности жилого помещения для проживания), который имеет значение непосредственно для заявителя, как в данном случае имел для Татьяны Т.

Соответственно статья 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой распоряжение имуществом возможно только с согласия всех собственников, не применима к данным обстоятельствам, поскольку распоряжения жилым помещением не происходит.

Более того, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания направлен, в первую очередь, на защиту жилищных прав граждан, на безопасность проживания в жилых помещениях, поэтому регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации, а не нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее – Положение).

Единый перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания установлен в пункте 45 Положения.

В подпункте «а» пункта 45 Положения указана необходимость представить заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, без установления каких-либо особенностей в отношении жилого помещения, находящегося в долевой собственности.

В указанном пункте предоставление заявлений всех долевых собственников для признания жилого помещения непригодным для проживания не предусмотрено.

Учитывая изложенное, отказ органа местного самоуправления одному из долевых собственников в проведении обследования, основанный на необходимости предоставления заявлений всех долевых собственников жилого помещения, является незаконным и противоречит пункту 45 Положения.

В Положении жилые помещения вообще не разделяются на те, которые находятся в единоличной собственности и те, которые находятся в долевой собственности, никаких различий в процедуре их обследования, в том числе в перечне необходимых для обследования документов, не установлено.

Таким образом, законом не предусмотрена подача заявлений всеми долевыми собственниками для обследования жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания, а для проведения такого обследования достаточно заявления одного из долевых собственников.

Изложенная информация может быть использована при оспаривании отказа органа местного самоуправления в проведении обследования жилого помещения по заявлению одного из долевых собственников.

Ответы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые в том числе могут быть использованы в качестве авторитетного правового мнения, размещены на нашем сайте в разделе «Законодательство», подраздел «Федеральное законодательство», «Письма и рекомендации федеральных ведомств».



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика