ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Закон допускает исключение лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23-х лет, из списка, подлежащих обеспечению жильем, в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включению в список в субъекте РФ по новому месту жительства и в том случае, если перемена места жительства произошла после достижения сиротой возраста 18-ти лет

В судебной практике часто встречаются случаи, когда лица из числа детей-сирот переезжают по тем или иным причинам (обучение, трудоустройство, изменение семейного положения) из одного субъекта Российской Федерации, где они были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в другой субъект Российской Федерации, куда они переехали в совершеннолетнем возрасте (после достижения возраста 18 лет) и этот субъект Российской Федерации становится их новым местом жительства.

В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой в таком случае допускается исключение лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23-х лет, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Отказ уполномоченного органа во включении в список по новому месту жительства лица из числа детей-сирот, лица, достигшего возраста 23-х лет, суды признают незаконным. При этом, суды придерживаются единственного критерия, которым определяется место включения в список для дальнейшего обеспечения жилым помещением. Таким критерием является место жительства лица из числа детей-сирот, лица, достигшего возраста 23-х лет.

При доказанности места жительства (наличие регистрации по месту жительства, прохождение обучения, трудоустройство, прикрепление к поликлинике/школе/детскому саду ребенка этого лица), лицо из числа детей-сирот подлежит включению в список в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Такую позицию подтверждает Верховный Суд Российской Федерации в решении Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № АКПИ21-1026.

В пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).

Федеральный закон № 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее — лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Правоотношения по вопросу исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, урегулированы положениями пунктов 23 — 39 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 (далее – Правила формирования списков).

В пункте 23 Правил формирования списков установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

При этом, в числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 Правил, такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.

Из анализа приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила формирования списка и статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ допускают исключение из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации и в отношении лиц, достигших как возраста 18 лет, так и возраста 23 лет.

Правовое значение при разрешении такого вида споров имеет факт доказанности наличия места жительства лица в соответствующем субъекте Российской Федерации, поскольку именно с местом жительства законом связывает место обеспечения жилым помещением.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из приведенных нормативных положений в их системном единстве со статями 2,3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация по месту жительства и месту пребывания не совпадает с понятием «место жительства гражданина», и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Таким образом, местом жительства является место, где лицо из числа детей-сирот постоянно или преимущественно проживает.

Обращаем внимание, что в случае наличия судебного решения об обязании предоставить ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот жилое помещение, вынесенного в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства, указанное решение суда будет иметь пресекательное значение для исключения лица из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включению в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В таком случае обеспечение жилым помещением лица из числа детей-сирот, лица, достигшего возраста 23 лет, будет происходить в субъекте Российской Федерации, на уполномоченный орган которого судом возложена обязанность предоставить жилое помещение.

Это следует из правовой позиции, изложенной в пункте 15 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.

Верховный Суд РФ указал, что изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.

Судебная практика:

1. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № АКПИ21-1026;

2. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июля 2022 г. № 88-17124/2022;

3. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 г. по делу № 88-18866/2022;

4. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 г. № 88-7119/2022;

5. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2022 г. № 88-12862/2022.

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика