ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации

Проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» направлен на реализацию ряда положений «Концепции совершенствования семейного законодательства», разработанной Временной рабочей группой по совершенствованию семейного законодательства, созданной решением Председателя Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей В.И.Матвиенко.

Законопроект направлен на устранение правовых пробелов и внутренних противоречий Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (далее – СК РФ), приведение отдельных его положений в соответствие с положениями действующего отраслевого законодательства, принятого после вступления СК РФ в силу.

Настоящий проект федерального закона фактически содержит четыре группы поправок:

1) устраняющих пробелы и внутренние противоречия положений
СК РФ (пункты 1, 2, 10 и 12 законопроекта).

Так, предлагается уточнить перечень отношений, регулируемых семейным законодательством (статья 2 СК РФ), привести его в соответствие с положениями глав 18, 22 СК РФ, включив в него порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы и порядок временного устройства детей, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 законопроекта). Данное противоречие обусловлено тем, что Федеральным законом от 24.04.2008 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в СК РФ введена новая глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако соответствующие корреспондирующие изменения не были внесены в статью 2 СК РФ;

2) устраняющих противоречия норм СК РФ и норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) (пункты 3, 5 и 14 законопроекта).

Так, согласно положениям части 1 статьи 4 ГПК РФ только «суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов». В то время как статьей 17 СК РФ установлено, что «муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка». Законопроектом предлагается устранить указанное противоречие и согласовать процессуальную норму, содержащуюся в статье 17 СК РФ, с нормой, изложенной в части 1 статьи 4 ГПК РФ (пункт 3 законопроекта);

3) устраняющих отдельные противоречия СК РФ и положений Федерального закона от 15.11.1997 года № 143 «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»), Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 4, 7, 8, 11 и 13 законопроекта). Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 СК РФ под уклонением от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния понимается в том числе «нежелание явиться для государственной регистрации расторжения брака». В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 33 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. То есть фактически отсутствие другого супруга, не желающего явиться именно для государственной регистрации расторжения брака (а не для подачи совместного заявления о расторжении брака), не имеет никакого правового значения. Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 21 СК РФ (пункт 4 законопроекта).

В отдельных случаях санкции как структурные элементы процессуальных норм, содержащихся в СК РФ, изложены в ином нормативном акте. Так, в пункте 3 статьи 66, пункте 3 статьи 67, пункте 1 статьи 79, пункте 2 статьи 112 СК РФ указывается на то, что к виновным лицам применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Однако ГПК РФ (в отличие от ГПК РСФСР 1964 года, действовавшего на момент принятия СК РФ) такие меры ответственности не предусмотрены. В настоящее время соответствующие санкции закреплены в Федеральном законе от 02.10.2007 года № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, что учитывается в тексте законопроекта (пункты 7, 8, 11 и 13 законопроекта);

4) иные поправки (пункты 6 и 9 законопроекта).

Так, предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 62 СК РФ и возложить на органы опеки и попечительства обязанность назначать опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших шестнадцати лет (пункт 6 законопроекта). Согласно положениям пункта 2 статьи 62
СК РФ ребенку таких родителей опекун может быть назначен. То есть действующая редакция статьи содержит право (а не обязанность) органа опеки и попечительства назначать опекуна ребенку таких родителей, что зачастую приводит к тому, что данная норма не реализуется на практике. Как следствие у ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших шестнадцати лет, отсутствует законный представитель, который может представлять его интересы.

Предлагается расширить перечень оснований лишения родительских прав, включив в него случаи совершения одним из родителей преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка. Статья 69 СК РФ предусматривает в качестве одного из оснований для лишения родительских прав совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Т.е. в действующей редакции не учитываются случаи совершения преступления против другого родителя ребенка, не являющегося супругом лица, совершившего преступления. Поскольку перечень оснований для лишения родительских прав является исчерпывающим, суд не может лишить виновного родителя родительских прав. При этом совершение такого рода преступлений в отношении другого родителя ребенка отрицательно характеризует поведение виновного лица внутри семьи. Законопроектом предлагается устранить указанный правовой пробел (пункт 9 законопроекта).

Закон принят Государственной думой РФ и 16 декабря 2015 года направлен на утверждение в Совет Федерации ФС РФ.

 

Источник: официальный сайт Государственной Думы РФ



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика