ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Верховный Суд РФ защитил право подопечных детей, не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве, на бесплатный проезд на городском общественном транспорте Москвы

Недавно Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела очередное дело, связанное с дискриминационным отношением московских властей (прежде всего — органов социальной защиты г. Москвы) к подопечным детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на воспитание в семью из других регионов и не имеющим регистрации по месту жительства в городе Москве, применительно к предоставлению таким несовершеннолетним мер социальной поддержки за счет средств бюджета города.

В определении Судебной коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по данному делу указано, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей.

Обстоятельства дела:

А-ва Н.М. является опекуном несовершеннолетних Вики П., Никиты Я., Алены Г.

Несовершеннолетние относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека над Викой П. и Никитой Я. установлена в Орловской области, над Аленой Г. — в Свердловской области.

Подопечные поставлены на учет в органе опеки и попечительства одного из районов города Москвы, их место проживания на период опеки (попечительства) определено по адресу фактического проживания с опекуном в городе Москве. Подопечные зарегистрированы по месту пребывания по адресу фактического проживания с опекуном.

На содержание подопечных назначены денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

С опекуном заключены договоры о приемной семье в отношении подопечных Вики П., Никиты Я., Алены Г.

Подопечные обучаются в московской школе и состоят на медицинском обслуживании по полису обязательного медицинского страхования в медицинском учреждении Департамента здравоохранения г. Москвы.

В 2013 — 2014 годах ГУП г. Москвы «Московский социальный регистр» Вике П., Никите Я. и Алене Г. выдавались социальные карты для обеспечения их бесплатным проездом на городском общественном пассажирском транспорте в г. Москве.
В 2016 году решением районного МФЦ опекуну отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги «Оформление и выдача социальной карты» в отношении ее подопечных Вики П., Никиты Я.; письмом начальника районного ОСЗН сообщено об отказе в оформлении социальной карты москвича Алене Г.

Отказы мотивированы тем, что у несовершеннолетних отсутствует право на получение социальных карт, так как они не имеют постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Не согласившись с отказом в оформлении и предоставлении социальных карт подопечным, опекун обратилась с иском в суд.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы в исковых требованиях А-ой Н.В. в интересах подопечных было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба опекуна — без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с доводами кассационной жалобы опекуна А-ой Н.В. и посчитала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, в частности указано:

В силу статьи 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси).

Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. № 668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» (далее также — Порядок).

Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается в том числе гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве.

Социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (пункт 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. № 668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве»).

В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. № 668-ПП «О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве» (приложение 3), названы в том числе граждане, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки, указанные в статье 10 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (пункт 2.8 данного перечня).

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи (в частности, статьи 10 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», пункта 1.3.7.1 Порядка), право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей. Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, поставив несовершеннолетних детей Вику П., Никиту Я., Алену Г. на учет в районном ОСЗН г. Москвы (органе опеки и попечительства), назначив опекуну А-ой Н.В. денежные средства на содержание несовершеннолетних подопечных, районный ОСЗН г. Москвы установило, что местом жительства подопечных Вики П., Никиты Я. и Алене Г. является город Москва.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила: решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы и апелляционное определение судебной коллегии Мосгорсуда по делу опекуна А-ой Н.В. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Юристы Центра «Соучастие в судьбе», разработали правовую позицию по делу, готовили необходимые процессуальные документы и выступали представителями опекуна А-ой Н.В. во всех судебных инстанциях.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2019 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика