
Проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части восстановления усыновителей в родительских правах» (№ 390257-6) внесен в Государственную Думу группой депутатов и направлен на совершенствование правового регулирования правоотношений, складывающихся между усыновителями и усыновленным ребенком.
Согласно статистическим сведениям по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК в 2013 году отменено 73 решения о передаче детей на усыновление, из них в 17 случаях усыновление отменено в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями обязанностей по воспитанию детей, 45 случаев отмены усыновления произошло по инициативе усыновителей.
Помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это, безусловно, серьезная психологическая травма. Возврат ребенка в соответствующую организацию для детей-сирот в случае отмены усыновления – дополнительный стресс для психики ребенка, который может отразиться на его дальнейшей жизни. Отмена усыновления (как и лишение родительских прав) – это крайняя мера. Авторы законопроекта полагают, что усыновителям должен быть дан шанс сохранить семью, в случаях, когда это отвечает интересам ребенка. Последствия отмены усыновления носят необратимый характер. Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине, в соответствии п. 1 ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации уже не смогут усыновить или принять ребенка под опеку (попечительство).
В отличие от родителей, лишенных родительских прав, усыновители не могут быть восстановлены в правах усыновителей. Предлагаемые в проекте федерального закона нормы с учетом интересов ребенка позволят избежать радикальных решений и сохранить ребенку семью.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и закрепить нормы, позволяющие судам рассматривать дела о восстановлении усыновителей в правах в отношении детей, когда усыновление было отменено судом по их вине.
В действующей редакции возможность восстановления в родительских правах бывших усыновителей не предусмотрена. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 05.09.2012 года № 5-КФ12-2512 указал на то, что применительно к восстановлению в правах усыновителя аналогия права применена быть не может, так как правовые основания и последствия отмены усыновления не совпадают с последствиями и основанием лишения либо ограничения родительских прав.
Таким образом, у детей, в случае отмены усыновления, отсутствует возможность возврата в семью бывшего усыновителя. При этом необходимо учитывать, что на практике возникают ситуации, когда судом производится отмена усыновления в связи с обстоятельствами, наступление которых явилось трагической случайностью или стечением обстоятельств, а отсутствие вины усыновителя устанавливается уже после вынесения решения суда об отмене усыновления. Так, например, в июне 2009 года судом было отменено усыновление детей А.П.Агеевым. В ноябре 2010 года суд признал А.П.Агеева невиновным в совершении умышленного преступления в отношении усыновленного ребенка. К сожалению, все дальнейшие действия А.П.Агеева направленные на восстановление его в родительских правах усыновителя оказались безрезультатными. Решением районного суда г. Москвы в августе 2011 года истцу было отказано в удовлетворении искового заявления о восстановлении в родительских правах, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в феврале 2012 года истцу отказано в удовлетворении кассационной жалобы с просьбой о направлении дела на повторное рассмотрение, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением судьи Московского городского в июне 2012 года и определением судьи Верховного Суда РФ в сентябре 2012 года Г.А.Агееву также было отказано в удовлетворении кассационных (надзорных) жалоб.
Вместе с тем специалистами учреждения, где воспитываются дети, установлено, что общение с Г.А.Агеевым, которого дети считают родным отцом, способствует их гармоничному развитию, они остро нуждаются в родительской ласке и отеческой заботе, стремятся домой, проживание в отрыве от своей семьи наносит им глубокую психологическую травму.
Реализация положений, содержащихся в указанном проекте федерального закона, позволит сохранить семейное воспитание для детей уже однажды лишившихся родительского попечения.
В официальном отзыве на законопроект Правительства Российской Федерации указаны ряд замечаний и предложено учесть их до рассмотрения законопроекта в первом чтении.
Специалисты РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поддерживают принятие данного законопроекта и полагают, что его положения должны также касаться лиц, отстраненных от обязанностей опекунов (попечителей) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, включая наделение в судебном порядке указанных лиц обязанностями опекунов (попечителей).