ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда рассмотрела два дела об оспаривании решений районных отделов социальной защиты населения г. Москвы об отказе в назначении денежных средств на содержание подопечных детей, которые вместе с их опекунами не имеют регистрации по месту жительства в городе Москве

Апелляционной инстанцией Мосгорсуда решение Симоновского районного суда г. Москвы, которым в иске опекуну в интересах подопечной Галины П. отказано, отменено.

По делу принято новое решение, которым распоряжение районного ОСЗН об отказе в назначении денежного содержания подопечной Галине П. (которая вместе с опекуном зарегистрирована в городе Москве по месту пребывания) признано незаконным, за подопечной признано право на получение денежных средств на содержание в соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ, на УСЗН возложена обязанность назначить и предоставить денежное содержание подопечной со дня постановки ее личного дела на учет в органе опеки и попечительства по адресу фактического проживания с опекуном в г. Москве.

Апелляционным определением Мосгорсуда по аналогичному делу, решение Люблинского районного суда г. Москвы, которым иск опекуна в интересах подопечной Юлии А. к УСЗН ЮВАО г. Москвы удовлетворен, оставлено без изменений, апелляционная жалоба УСЗН ЮВАО г. Москвы — без удовлетворения.

Юристы Центра «Соучастие в судьбе», которые представляли интересы опекунов, обосновывали свою позицию следующими доводами.

Право на денежное содержание подопечных не зависит от наличия у подопечных и их опекунов регистрации по месту жительства в городе Москве, а определяется исключительно местом жительства подопечных в городе Москве, которое обусловлено постановкой подопечных на учет в соответствующем органе опеки и попечительства города Москвы и осуществлением этим органом опеки и попечительства в отношении подопечного своих полномочий.

В соответствии со статьей 17 и частью 2 статьи 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в порядке, установленном статье 37 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ.

Пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.

Полное государственное обеспечение детей-сирот относится к мерам государственной поддержки указанной категории детей, которые обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 Закона).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 15.12.2004 № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

В части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 15.12.2004 № 87 установлено, что назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства).

Исключение составляют случаи, когда опека (попечительство) назначается по заявлению родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из приведенных правовых норм, право на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно прямо установлено и гарантировано федеральным законодательством. К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством.

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в предоставлении денежных средств на содержание подопечных детей в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлены актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах или не имеют регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 ГК РФ полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Частями 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Из пункта 1 статьи 34 ГК РФ, частей 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следует, что место жительства подопечных определяется тем, какой орган опеки и попечительства исполняет в отношении этого подопечного свои полномочия.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8, часть 1 статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей (соблюдение опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей).

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Мы указывали, что личные дела подопечных Галины П. и Юлии А. поставлены на учет в органах опеки и попечительства города Москвы по адресу их фактического проживания с опекунами в городе Москве. Контроль за условиями жизни подопечных и надзор за исполнением обязанностей опекунами, также осуществляется органами опеки и попечительства г. Москвы по адресам фактического проживания опекунов с подопечными.

Следовательно, согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» районные ОСЗН г. Москвы осуществляют полномочия органов опеки и попечительства в отношении подопечных Галины П. и Юлии А. по месту их жительства с момента принятия их на учет по настоящее время.

Из указанных обстоятельств следует, что уполномоченные орган исполнительной власти в сфере опеки, попечительства и патронажа г. Москвы в лице районных ОСЗН признали, что местом жительства подопечных Галины П. и Юлии А. применительно к заявленным требованиям (о назначении денежных средств на содержание подопечных) является их фактическое место жительства с опекунами в г. Москве.

Симоновский районный суд г. Москвы, отказывая в иске опекуну сослался на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» являются неправомерными.

Однако, Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В статье 2 указанного Закона прямо установлено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона.

Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в ст. 20 ГК РФ, а также без обязательного учета определения места жительства подопечных детей согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ и ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства», и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Отсутствие у подопечной Галины П. регистрации по месту жительства в городе Москве и наличие в городе Москве регистрации по месту пребывания не имеет правового значения и не может служить основанием для отказа в назначении и выплате денежных средств на ее содержание, так как в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 2 июня 2011 г. № 11-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Отказав в назначении денежных средств на содержание подопечных из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Галине П. и Юлии А. районные ОСЗН г. Москвы грубо нарушили основополагающее право несовершеннолетних подопечных на содержание, установленное федеральным законодательством.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда согласилась с указанными доводами.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика