При этом суд указал, сто обязанность опекунов несовершеннолетнего ребенка оплачивать содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользования которым сохранено за подопечным, законом не предусмотрена и договором о приемной семье не определена, средства на эти цели приемным родителям не выделялись.
Управляющая организация ООО «ДВ-Союз» обратилось с иском к несовершеннолетнему подопечному в лице его опекунов А. и И. о взыскании задолженности за содержание жилого помещения и пени за период с июня 2019 г. по декабрь 2021 год.
В обоснование требований истец указал, что в муниципальном жилом помещении зарегистрирован несовершеннолетний, который не исполняет свои обязанности по внесению платы за ЖКУ.
По инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Хабаровска (собственник жилого помещения), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора — орган опеки и попечительства.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 9 августа 2023 г. требования истца были удовлетворены частично: с опекунов несовершеннолетнего — А. и И. — в солидарном порядке взыскана задолженность по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, сохраненного за подопечным, а также пении судебные расходы. Требования к администрации города Хабаровска суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым с администрации г. Хабаровска в пользу истца ООО «ДВ-Союз» взыскана задолженность по ЖКУ в отношении жилого помещения, сохраненного за несовершеннолетним подопечным. В требованиях к опекунам несовершеннолетнего о взыскании задолженности по ЖКУ в отношении жилья подопечного и взыскании пени отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация г. Хабаровская обратилась с жалобой в суд кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Хабаровская были мотивированы тем, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, входящего в муниципальный жилищный фонд жилого помещения, право пользования которым сохранено за несовершеннолетним ребенком, оставшимся без попечения родителей, не должна вносить администрация г. Хабаровская, поскольку неиспользование жилого помещения не является основанием для освобождения от обязанности по внесению платы. Опекуны, которым предоставляются средства на содержание несовершеннолетнего, обязаны нести расходы по содержанию закрепленного за подопечным жилого помещения.
Суд кассационной инстанции не согласился с доводами кассационной жалобы администрации г. Хабаровска и указал, что круг лиц, обязанных вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, определен Жилищным кодексом Российской Федерации. Среди них названы как собственники помещений, так и наниматели по договору социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального фонда.
Равные с нанимателем права и обязанности несут дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения. Права и обязанности опекунов или попечителей ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», при этом обязанность опекунов несовершеннолетнего ребенка оплачивать содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользования которым сохранено за подопечным, законом не предусмотрена и договором о приемной семье не определена, средства на эти цели приемным родителям не выделялись. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по оплате за содержание и ремонт жилья по квартире несовершеннолетнего подопечного у его опекунов не возникла.
В силу положений статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13, статей 17, 18, 19, 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», статей 34, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, по общему правилу возлагается на муниципальное образование, как собственника муниципального жилищного фонда. При передаче ребенка под опеку органом опеки и попечительства, функции которого также выполняются органами местного самоуправления, должен быть разрешен вопрос о месте жительства ребенка, а также о предоставлении опекуну средств на содержание ребенка, объем которых может определяться, в том числе, с учетом необходимости оплаты жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний.
См.: Определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2024 г. № 88-5666/2024.