ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Суд обязал произвести перерасчет необоснованно начисленных детям-сиротам платежей за ЖКУ и жилое помещение, в котором несовершеннолетние не проживают, а задолженность по оплате ЖКУ возникла по вине родственников детей 

Несовершеннолетние А. и Ю. (брат и сестра) относятся к детям, оставшимся без попечения родителей, зарегистрированы по месту жительства в муниципальном жилом помещении в городском округе Солнечногорск Московской области.

В отношении А. и Ю. установлена опека. Подопечные до достижения совершеннолетия проживают по адресу приемных родителей.

В период с 2013 года по 2023 год в квартире по адресу регистрации А. и Ю. были зарегистрированы их родственники по вине которых образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и ЖКУ в размере около 1000000 рублей по одному единому лицевому счету.

Во избежание солидарной ответственности по взысканию задолженности по ЖКУ, опекун А. и Ю. обратилась с иском в суд об определении порядка оплаты подопечными за жилое помещение и ЖКУ.

Решением суда в 2023 г. был определен порядок оплаты Ю. и А. коммунальных услуг за жилое помещение, в размере по 1/2 доли платежей каждому с открытием отельных лицевых счетов.

Вместе с тем, в отношении указанного жилого помещения сохранилась задолженность по оплате за жилое помещение за период с 2013 года (когда несовершеннолетние остались без попечения) и до момента вступления в силу решения суда о выделении долей А. и Ю. по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ.

По просьбе опекуна Центр «Соучастие в судьбе» инициировал обращение к прокурору с просьбой принять меры по осуществлению перерасчета необоснованно начисленной несовершеннолетним А. и Ю. платы за жилое помещение, коммунальные услуги за период до 31.12.2024 г.

Солнечногорский городской прокурор в интересах несовершеннолетних А. и Ю. обратился с иском в суд к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области, ООО «Газпром теплоэнерго Московская область», ООО «Экопромсервис», АО «Мосэнергосбыт», ООО УК «КАПРО» об обязании произвести перерасчет необоснованно начисленной несовершеннолетним за период до 31.12.2024 г. платы за жилое помещение, коммунальные услуги.

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 11 февраля 2025 года исковые требования прокурора удовлетворены.

При этом суд исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение.

На основании пункта 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно частям 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

В соответствии с частью 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты — в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с. подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Согласно пункту 1 статьи 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

При передаче ребенка под опеку (попечительство) органом опеки и попечительства должен быть разрешен вопрос о месте жительства ребёнка, а также о предоставлении опекуну (попечителю) средств на содержание ребенка, объем которых определяется субъектом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.

Кроме того, суд указал, что в силу постановления Правительства Московской области от 15.05.2024 г. № 451-ПП «Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими» контроль за сохранностью жилых помещений осуществляется в целях: обеспечения своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги в установленном законодательством Российской Федерации порядке; законными представителями детей-сирот (опекунами, попечителями, приемными родителями) в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, путем: обращения в управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства, общество с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр» (далее — МособлЕИРЦ) с заявлением о проведении перерасчета платы за жилые помещения и коммунальные услуги, начисляемой на детей-сирот на период их временного отсутствия в жилых помещениях.

В решении суда также указано, что на несовершеннолетнего обязанность по оплате коммунальных услуг может быть возложена только в случае, если он самостоятельно вносит плату за коммунальные услуги или она возникла на основании совершенных несовершеннолетним в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации сделок.

И только в таком случае обязанность по погашению задолженности, возникшей до наступления совершеннолетия ребенка, может быть возложена на него после достижения им восемнадцатилетнего возраста.

См.: решение Солнечногорского городского суда Московской области от 11 февраля 2025 года по делу № 2-153/2025



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2025 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика