ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Суд кассационной инстанции указал: право возрастной сироты на обеспечение жилым помещением возникло только после установления судом юридического факта того, что в возрасте до 18 лет она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей

П. обратилась в суд в порядке административного судопроизводства и просила признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования об отказе во включении ее в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать включить ее в данный список.

Отказ администрации МО включить П. в список был мотивирован тем, что она обратилась с соответствующим заявлением только по достижении возраста 29 лет.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судом апелляционной инстанции, в административном иске П. было отказано.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда по кассационной жалобе П. отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

В кассационном определении указаны следующие доводы.

Выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны носить общий характер, их следует мотивированно излагать в судебном решении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае искажаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статье 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Основания и условия обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, если они в установленном порядке не были включены в список на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 18 лет, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

В силу пунктов 3, 4 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в соответствующий список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в соответствующий список.

Как указано в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.

Кассационная инстанция указала, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие (отсутствие) уважительных причин, препятствовавших обращению административного истца П. в компетентный орган по вопросу включения ее в соответствующий список, до достижения ею возраста 23 лет.

Указанные правовые позиции содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, согласно которому, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, также разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в соответствующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценка реализации прав административного истца должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым П. своевременно (до достижения 23 лет) не была включена в соответствующий список, а также наличия обстоятельств, препятствовавших ее включению.

Как следует из материалов дела, только вступившим в законную силу решением суда от 30 августа 2022 года установлен юридический факт, которым признано, что П. в возрасте до 18 лет являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Распоряжением главы МО от 10 октября 2022 года установлен факт невозможности проживания П. в жилом помещении по адресу: <адрес>, ввиду непригодности жилого помещения для проживания.

Уже 11 октября 2022 года П. (в возрасте 29 лет) обратилась в администрацию МО с заявлением о включении ее в сводный список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

То есть, до достижения 23 лет и до установления юридического факта того, что до достижения возраста 18 лет П. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, а также признания закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания, П. не была отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ранее не могла реализовать свое право на включение ее в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что настоящее правовое положение П. предусматривает возможность реализации ею социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

См. Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г. № 88а-6099/2023, решениеЧурапчинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03 октября 2023 г. №2а-411/2023. 



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика