ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Сироты лишились льгот при поступлении в ВУЗы

Совсем скоро для абитуриентов начнется вступительная компания по приему в высшие учебные заведения. На фоне активного обсуждения в связи с принятием закона Димы Яковлева проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2013 год станет последним, когда эти дети смогут воспользоваться реальными и существенными льготами при поступлении в ВУЗы.

Действительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний пользуются правом внеконкурсного приема в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения. Аналогичная льгота установлена только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, лиц в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы, граждан, уволенных с военной службы и поступающих в военные образовательные учреждения, а также для участников боевых действий.

Следует отметить, что вне конкурса в ВУЗы принимаются как ребята, находящиеся в детских домах и интернатах, так и те, кто воспитывается в опекунских, приемных и патронатных семьях.

Однако с 1 сентября 2013 года вступает в силу принятый Государственной Думой в конце прошлого года Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наряду с более чем двумя десятками категорий льготников при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в ВУЗ для обучения на бакалавра и специалиста.

Разница между внеконкурсным приемом и преимущественным зачислением при прочих равных условиях существенная и очевидна.

Специалисты знают: льгота для сирот, о которой идет речь, была установлена почти тридцать лет назад постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

За прошедшие годы для многих выпускников детских домов, которым некому было нанять репетиторов или оплатить обучение в институте на коммерческой основе, внеконкурсное поступление в ВУЗ дало реальный шанс воспользоваться социальным лифтом для того, чтобы вырваться из своего окружения, получить конкурентоспособные образование и профессию, стать успешными и самодостаточными людьми.

Уму непостижимо, но факт остается фактом — это право и этот шанс у сирот были отобраны в тот самый день, когда депутаты Госдумы принимали, а члены Совета Федерации одобряли так называемый Закон Димы Яковлева. Мы все помним, как тогда депутаты и сенаторы горячо убеждали себя и общественность, включая воспитанников детдомов, что наша страна уже в состоянии позаботиться о своих сиротах: воспитать, содержать, устроить в семью, вылечить, дать достойное образование. Говорилось одно, а делалось …

Как известно проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был внесен в Госдуму Правительством Российской Федерации. На закономерные вопросы — почему ликвидируются преференции для сирот при поступлении в ВУЗы, руководство Минобрнауки России отвечало, что при поступлении на учебу у многих выпускников детских домов отсутствует необходимый уровень знаний и по итогам сдачи первых сессий они подлежат отчислению. Однако статистических данных о том, сколько сирот в последние годы были приняты в учреждения высшего профессионального образования федерального и регионального уровня, а также, сколько из них в последующем были отчислены именно из-за отставания в учебе министерство образования и науки не приводит. Кроме того, очевидно, что льгота для сирот при поступлении, также как впрочем, для детей-инвалидов, обусловлена именно объективными проблемами в их подготовке к вступительным испытаниям, но одновременно необходимостью создать для них дополнительные государственные гарантии в доступе к получению высшего образования.

Мы знаем, что далеко не все школьники, хорошо подготовленные к вступительным экзаменам в институт, потом успешно учатся, также как и не все кто подготовлен к вступительным испытаниям недостаточно, потом учатся плохо. Многое зависит не только от знаний и уровня подготовки при поступлении, но и от мотивации получения образования и многих иных факторов.

Представляется, что реальная причина отмены права детей-сирот на внеконкурсный прием в ВУЗ, скорее всего, связана с общим вектором действий власти в последние годы по сокращению любых льгот для социально незащищенных категорий граждан, а также стремлением сэкономить бюджетные деньги, необходимые для предоставления полного государственного обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на время их учебы в ВУЗе.

Некоторые депутаты в качестве возможного выхода из ситуации предложили обусловить предоставление детям-сиротам льготы при поступлении в ВУЗ, необходимостью пройти ими обучение на подготовительных курсах при высшем учебном заведении. Однако реализация этого предложения для большинства детей-сирот практически невыполнима. Трудно себе представить, что кто-то из этих ребят сможет 2-3 раза в неделю посещать подготовительные курсы ВУЗа, расположенного в другом регионе (например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре), или из отдаленного района, где он проживает в детском доме или в замещающей семье, приезжать в институт, расположенный в областном центре. Кроме того, если воспитанник детского дома обучался на курсах при одном в ВУЗе, то он не сможет претендовать на поступление в другой? И таких практических вопросов очень много. Как они могут быть решены – непонятно. Поэтому, то что предлагается депутатами для большинства сирот, планирующих поступать в ВУЗ реально невыполнимо.

Что же делать? Как можно скорее внести изменение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым установить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты (по аналогии с инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы), а общий размер установленной квоты для льготников не может быть меньше 15 процентов общего объема контрольных цифр приема граждан.

Почему изменение следует внести как можно скорее? Да потому, что лишение детей-сирот льготы на поступление в ВУЗ противоречат статье 55 Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает, что есть основания для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить на соответствие Конституции Российской Федерации положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ущемляющие права детей-сирот.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2017 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика