Владимир Путин на ежегодной встрече с членами Совета по правам человека поддержал идею правозащитника Евгения Мысловского по созданию российского суда по правам человека. Предполагается, что новый орган будет способствовать дополнительной защите гражданских прав и свобод в нашей стране.
Система судов
Создание российского суда по правам человека потребует внесения существенных изменений в Конституцию РФ и все процессуальные кодексы (ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ и АПК РФ).
«Полагаю, этот суд должен рассматривать дела о нарушении прав человека, установленных во второй главе Конституции РФ. Например, права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на объединение, на участие в управлении делами государства», — считает Алексей Головань, исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе».
По его мнению, новый орган не должен входить в структуру судов общей юрисдикции и в структуру Верховного суда РФ – ему следует стать отдельным федеральным судом со своими присутствиями в регионах. Только это обеспечит независимость и реальный доступ граждан к правосудию.
По мнению члена Общественной палаты РФ, к.ю.н., председателя коллегии адвокатов «Кирьянов и партнеры» Артема Кирьянова, уровень нового суда должен быть соотносим с Верховным судом РФ.
«Полагаю, новая независимая структура могла бы заниматься защитой прав на любом этапе, начиная от процедурных вопросов следствия и содержания в СИЗО», — говорит Кирьянов.
Он предлагает набирать в новый суд юристов, которые не имеют отношения к правоохранительной системе. «Упор нужно сделать на юристов-адвокатов и юристов-правозащитников. Список рекомендованных кандидатур должен широко обсуждаться, например, в Общественной палате РФ и Совете по правам человека. Эти две структуры, отвечающие за развитие гражданского общества, могли бы взять на себя функции общественной дискуссии», – сообщил Кирьянов.
«За создание новой инстанции может выступить значительная часть судейского сообщества, потому что это дополнительные финансы. К сожалению, любой бюрократический аппарат склонен к расширению, в том числе и бессмысленному», — отметил президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров.
Россия с 1996 года является членом Совета Европы, а с 1998 года наша страна ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Это значит, что граждане России при исчерпании всех средств обжалования в национальном суде вправе обратиться за судебной защитой в Европейский суд по правам человека. Руководитель юридического отдела в МООП «Общество защиты прав автомобилистов» Равиль Ахметжанов считает: если после создания российского суда по правам человека РФ останется в Совете Европы, новая инстанция не может стать препятствием для обращения в ЕСПЧ. Кирьянов тоже полагает, что национальный суд не должен заменить ЕСПЧ: «Это может быть параллельное движение».
Однако не стоит забывать: Россия является единственной страной в Совете Европы, где законодательно предусмотрена возможность неисполнения решения ЕСПЧ. «Поэтому создание нашего суда по правам человека может стать еще одним аргументом, чтобы не исполнять «неудобные» решения ЕСПЧ», – заявил Головань. А по мнению Федорова, единственная цель создания нового суда – заявить о том, что Россия может в будущем отказаться от сотрудничества с ЕСПЧ, имея собственную структуру подобного формата.
Плюсы
По мнению Кирьянова, все не настолько хорошо в сложившейся судебной системе, чтобы отказаться от дополнительной возможности непредвзято рассмотреть тот или иной спор. «Поэтому российский суд по правам человека точно не будет лишним», – говорит Кирьянов. Эксперты также отмечают следующие положительные аспекты появления нового суда:
- придание судопроизводству по делам о правах человека особой значимости и публичности;
- специализация суда на проблемах прав человека;
- возможность установления особой процедуры рассмотрения дел, включая расширение круга лиц, которые могут обращаться с заявлениями в суд (например, уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка в РФ и субъектах РФ, а также НКО, специализирующиеся на вопросах содействия в защите прав граждан).
Минусы
В Конституции РФ сказано: признание прав и свобод человека является обязанностью государства и обеспечивается правосудием, а правосудие осуществляется судом.
«Идея создания национального суда по правам человека, может, и хорошая, но что мешает признавать права и свободы в каждом судебном заседании уже сейчас?» — задается вопросом Ахметжанов.
Он считает, что такой суд фактически будет дублировать работу судов общей юрисдикции, выражая свою позицию о том, нарушены ими права и свободы человека или нет. «Возникнет непонятная надстройка, фактически параллельная прокурорскому надзору. Я думаю, что это неправильно и излишне», – говорит Ахметжанов. «Необходимо избавляться от существующих правовых пробелов, решать правовые коллизии и соответствующим образом оптимизировать правоприменительную практику. Этого будет достаточно», – уверен Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений.
Общественники не смогли прийти к единому мнению относительно создания российского суда по правам человека. Пока непонятно, какое место новый орган займет в системе российских судов, что за споры он будет рассматривать и станет ли он препятствием для обращения в ЕСПЧ. Ответы на эти вопросы будут даны 1 июня, когда председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и глава Минюста Константин Чуйченко подготовят конкретные предложения.
Источник информации: Мяч!Media https://myachmedia.ru/