И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет.
13.12.2018 г. (до достижения возраста 23 лет) И. обратился в Министерство образования и науки Республики Татарстан с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее – список).
Решением Министерства образования и науки РТ от 18.01.2019 г. № 113 И. отказано во включении в список, в связи с предоставлением неполного пакета документов: не представлен правоустанавливающий документ о праве собственности на жилое помещение по адресу его регистрации.
Согласно сведениям АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» сохраненная за И. квартира, по состоянию на 01.01.2000 г. зарегистрирована на праве совместной собственности за бабушкой и дедушкой И., отцом, лишенным родительских прав. Дедушка и отец И. умерли.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную квартиру отсутствуют.
На основании протеста прокуратуры Республики Татарстан от 06.07.2023 г. решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.2019 г. № 113 признано утратившим силу.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.07.2023 г. № 113.1 решение Министерства от 18.01.2019 г. № 113 признано утратившим силу в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а именно регистрацией и проживанием И. с 01.08.2018 г. по новому месту жительства, снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 21.08.2023 г. № 113.2 И. отказано во включении в список, в связи с тем, что согласно законодательству Республики Татарстан дети-сироты, лица из числа детей-сирот подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту их жительства на территории Республики Татарстан.
Прокурор Сармановского района РТ в интересах И. обратился в Вахитовский районный суд г. Казани с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе во включении И. в список, обязании включить И. в список.
Решением суда первой инстанции в иске прокурора отказано.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что И. с 01.08.2018 зарегистрирован на постоянной основе по адресу военной части, пребывает на службе по контракту с 2019 года на территории Республики Армения.
Ссылаясь на абз. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд первой инстанции указал, что поскольку по истечении пятилетнего срока после поступления на военную службу И. в квартиру принадлежащую на праве собственности его родственникам, обратно не вселился, а продолжил проходить военную службу в другом субъекте Российской Федерации, не воспользовался своим правом на вступление в наследство, причитающейся квартиры, оснований для признания незаконным решения Министерства образования и науки Республики Татарстан № 113.2 от 21.08.2023 г. не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, отменила его решение и вынесла по делу новое решение, которым иск прокурора в интересах И. удовлетворила.
В апелляционном определении суда апелляционной инстанции указано следующее:
В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Решением жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Сармановского муниципального района от 30.07.2014 г. (протокол № 9) И., поставлен на учет, как сирота, воспитывающийся в приемной семье в связи с отсутствием собственного жилья.
Регистрация И. по адресу военной части не свидетельствует о том, что указанный адрес является постоянным местом его жительства, поскольку носит временный характер на период несения службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Регистрация истца по месту нахождения военной части не содержит сведений о жилом помещении, им занимаемом, носит формальный характер, учитывая, что И. находится на службе в войсковой части в составе Военной базы на территории Республики Армения с августа 2019 г. по настоящее время.
Судебная коллегия указала, что уполномоченными органами не только не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению И. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, но И. также незаконно было отказано во включении в список, поэтому ссылка ответчика на отказ во включении И. в указанный список по мотиву однократности обеспечения жилыми помещениями, является необоснованной.
Право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции в своем определении пришел к выводу, что право на получение жилого помещения было признано за И. решением жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Сармановского муниципального района от 30.07.2014 г., при этом он не является собственником жилого помещения по месту временной регистрации в военной части, а также ввиду отсутствия у И. какого-либо иного жилья в собственности, либо по договору социального найма, судебная коллегия пришла к выводу, что право на обеспечение И. жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, должно быть сохранено, так как иное не соответствовало бы принципам правовой определенности и социальной справедливости.
Апелляционная жалоба И. на решение Вахитовского районного суда г. Казани подготовлена юристами Центра «Соучастие в судьбе».
см. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 24.06.2024 г. №33-10476/2024.