ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Полюбить чужого. Как стать приёмными родителями и не пожалеть об этом?

В прошлом году без попечения родителей в Красноярском крае остались почти полторы тысячи детей, две трети обрели новые семьи. Но ещё многие по-прежнему остаются в детских домах.

О том, как изменилось отношение к сиротам, какие страхи есть у приёмных родителей и что происходит с детьми в любящих семьях, рассказала психолог Центра развития семейных форм воспитания, преподаватель школы приёмных родителей Ольга Степанченок.

Предотвратить предательство

Корреспондент krsk.aif.ru Вера Ракова: Ольга Николаевна, каждый год обучение в школе приёмных родителей проходят более 1 тыс. кандидатов. Но не все решаются взять ребёнка. Почему?

Ольга Степанченок: После прохождения школы у большинства появляется уверенность в том, что они готовы стать приёмными родителями. Кто-то даёт себе паузу и доделывает другие свои дела, и есть те (от 1% до 10%), кто понимает, что не сможет принять и полюбить чужого ребёнка, и отказывается от этой идеи. Для нас это тоже положительный результат, значит, мы поработали и предотвратили вторичное сиротство. Такие родители не возьмут ребёнка, чтобы потом снова его вернуть, так как не справились.

– Тем не менее случаи, когда приёмные семьи возвращают детей, есть…

– Да, но их немного. Эти родители, как правило, абсолютно убеждены в том, что справятся с воспитанием, что никогда не бросят и не предадут ребёнка. К сожалению, такие родители не обращаются к нам за помощью в момент кризиса адаптации, возвращают ребёнка уже по факту, когда мосты сожжены и наладить отношения уже невозможно. И это, несомненно, травма – не только для ребёнка, которого в очередной раз предали, но и для приёмных родителей: они чувствуют свою вину и в дальнейшем уже, как правило, не будут брать чужих детей.

Но чаще всего возвращают в учреждения кровных детей: тётя – племянника, бабушка – внучку, и в большинстве случаев уже подростками. Этот возраст самый сложный, ребёнок приобретает взрослые суждения, он меняется, у него появляется много страхов, как внутренних, так и внешних. Он по-новому начинает оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает отчуждение от всех тех, кого он считал авторитетом. Ребёнок стремится освободиться от опеки со стороны близких, а в результате – конфликты.

Это происходит ещё и потому, что кровные родственники не обязаны проходить школу приёмных родителей. Считаю, учиться нужно всем, потому что ребёнок, оставшийся без родителей, непрост в воспитании. Он пережил травму, а наш курс помогает усыновителям найти с ним общий язык. Радует, что среди родственников- опекунов стали появляться те, кто добровольно проходит школу. Более того, сейчас решается вопрос, чтобы сделать обязательным прохождение школы и для них.

– Вы даёте рекомендации органам опеки и попечительства, какие семьи могут стать приёмными с точки зрения моральных и психологических качеств, а какие нет?

– Разрешить стать приёмными родителями и опекунами или нет, решают органы опеки на основании требований, прописанных в законе. Центр выдаёт свидетельство о прохож­дении школы, в котором есть заключение по результатам тестирования. Они рассказывают о мотивах на усыновление, личностных особенностях кандидата, супружеских и детско-родительских взаимоотношениях, но не служат критерием для отказа или согласия. Вы же понимаете, что тесты не дают стопроцентной гарантии. Мы все взрослые люди и знаем, как их проходить, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Снять розовые очки

– Слышала, что в школе вы рассказываете, с какими трудностями могут столкнуться будущие родители при устройстве детей в семьи. И для многих это становится пугающим фактором.

– Многие, особенно те, у кого нет кровного ребёнка, думают, что их жизнь засияет яркими красками. Но в процессе воспитания хоть приёмного ребенка, хоть кровного, кроме радости, могут быть и переживания, и страхи. Особенно когда дети взрослеют.

В школе приёмных родителей мы помогаем осознать готовность к такому важному шагу, понять мотивацию, оценить свои ресурсы, познакомиться с особенностями приёмного ребенка, его воспитания. Узнать о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие, научиться понимать поведение детей в процессе адаптации в семье. Наша задача – снять с кандидата розовые очки. И помочь будущему родителю пройти путь к приёмной семье уверенно.

– В последние годы усыновители перестали скрывать правду от своих детей. Считаете, это правильно?

– В России тайна усыновления до сих пор охраняется законом, и за её разглашение есть уголовная ответственность. А в некоторых других странах, например, родители обязаны рассказать о кровных родителях. Усыновители, которые хотят сохранить тайну, поясняют это тем, что не хотят травмировать ребёнка.

На самом деле, они не хотят травмировать себя. Раньше считалось, что если женщина не может выносить и родить ребёнка, она неполноценна. Но за последние 10–15 лет наше общество стало более толерантным, и взять ребёнка в семью сегодня считается нормальным. Но у некоторых эти страхи остались до сих пор. Иногда на вопрос, почему вы хотите взять ребёнка, бездетные пары отвечают: чтобы стать полноценной семьёй. Я стараюсь уточнить: может быть, вы хотите стать полной семьёй, потому что вам кого-то не хватает?.. Это важно, потому что детей в семью должны брать только счастливые люди.

Вообще, сохранить тайну усыновления крайне сложно. И рано или поздно правда всплывёт. Ещё хуже, если расскажет кто-то другой. Если это будет в подростковом возрасте, неминуем разлад в семье. Получается, что ребёнок столько лет жил с родителями, доверял им, а они его обманывали в самом главном. И будет очень сложно вернуть доверие.

Если для родителей важен ребёнок, а не то, каким образом он появился в семье, то лучше рассказать ему, и желательно до школьного возраста. Нужно просто найти подходящий момент. Ребёнок так устроен, что периодически спрашивает о своём происхождении, откуда он взялся. Вот тут надо постараться грамотно озвучить правду. Можно сделать это в форме сказки. И обязательно при этом говорить ребёнку, как хорошо, что он появился в семье. Тогда этот процесс пройдёт естественно.

– А если в семье есть кровные дети? Как наладить отношения между ними?

– Прежде чем взять ребёнка в семью, нужно подготовить к этому всех её членов, в том числе кровных детей. Им нужно объяснять положительные моменты: появится брат или сестра, будет весело, есть с кем играть. Но не забывать и об отрицательных нюансах: нужно будет делиться комнатой, игрушками, вниманием мамы и папы.

Но жизнь родного ребёнка при этом не должна пострадать, необходимо его грамотно вовлекать в заботу о приёмном, чтобы сформировать привязанность между ними. Именно поэтому мы рекомендуем брать ребёнка младше родного, для того чтобы не было нарушения иерархии, поскольку у кровного опыт проживания в семье больше, и он может помочь младшему адаптироваться.

Такие похожие

– Бывают случаи, когда ребёнка взяли под опеку, он несколько лет живёт в приёмной семье, его любят, созданы хорошие условия, но биологические родители за это время исправляются, и им отдают детей по суду обратно…

– Именно поэтому пары сразу должны определиться с формой устройства ребёнка. Если усыновляют, то биологические родители, исправившись, не имеют права его забрать. Берут под опеку – значит, надо быть готовым, что биологические родители имеют право забрать ребёнка. Да, это будет травма для него, особенно если он прожил с новыми родителями достаточно долго. В таких случаях с кровными родителями придётся договариваться, как дальше выстраивать отношения, учитывать мнение ребёнка, где он хочет остаться жить.

– А как рассказывать детям об их настоящих родителях? Ведь, как правило, ничего хорошего сказать нельзя.

– В первую очередь не стоит говорить плохо об отце и матери – это не принесёт пользы никому. Особенно если дети помнят их и есть привязанность. Каким бы родитель ни был, ребёнок всегда будет его продолжением. И если мама или папа плохие, то ребёнок будет себя считать таким же. Будет вести себя подобным образом или станет неуверенным в себе.

– А как меняются дети, когда попадают в хорошую приёмную семью?

– Прежде всего у них улучшается здоровье, психическое и умственное развитие, потому что они понимают, что им есть для кого жить. Меняются и сами родители – мы видим счастливые лица. И знаете, в любящей семье ребёнок и родители меняются внешне. Часто при усыновлении просят подобрать ребёнка, похожего на них, а мы уверяем, что со временем приёмного не отличишь от кровного. Это удивительно, но если ребёнка любят, он становится похожим на своих новых маму и папу.

ДОСЬЕ

Ольга СТЕПАНЧЕНОК. Родилась в Саянском районе в 1982 году. Окончила КГПУ им. В. П. Астафьева. С 2004 года работает психологом и преподавателем в школе приёмных родителей Краевого центра развития семейных форм воспитания. Замужем, есть взрослая дочь.

Источник информации: Интернет-сайт «aif.ru» https://krsk.aif.ru/



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика