
Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 13.01.2016 он был включен в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее — список) по Кировскому муниципальному району Приморского края. Фактически с 2014 года Н. проживает в г. Владивостоке постоянно (проходил обучение, осуществляет трудовую деятельность и заключил брак).
Н. обращался с заявлениями об исключении из сводного списка по Кировскому району Приморского края в связи со сменой места жительства и включения в Сводный список для получения жилого помещения на территории Владивостокского городского округа. Однако ему было отказано в связи с отсутствием смены места жительства, а наличием перемещения в пределах одного субъекта Российской Федерации — Приморского края.
Н. обратился с исковым заявлением в суд, в которым оспаривал отказ об исключении из списка по Кировскому району Приморского края по его прежнему месту жительства и включении в список на территории Владивостокского городского округа по его новому месту жительства.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 января 2024 года в удовлетворении исковых требований Н. было отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанностей на ответчиков исключить истца из сводного списка с последующим включением в тот же сводный список как лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением на территории иного муниципального образования в пределах того же субъекта Российской Федерации, и пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 мая 2024 года, решение суда первой инстанции отменено в части с принятием нового решения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами суда первой инстанции, ссылался на то, что истец специализированным жилым помещением на момент изменения места жительства и до настоящего времени не обеспечен, а единственным критерием для определения места обеспечения жильем ребенка-сироты является его место жительства, независимо от изменения места жительства после достижения совершеннолетия, пришел к выводу, что обязанность обеспечения права истца на специализированное жилое помещение должна быть возложена на соответствующие органы по новому месту жительства истца, для чего должен быть разрешен вопрос об исключении истца из Списка в Кировском муниципальном районе Приморского края и включении в Список по Владивостокскому городскому округу, поскольку исполнение принятых на себя государством мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Представителем администрации г. Владивостока была подана кассационная жалоба на указанное апелляционное определение, в которой он настаивал на том, что законодательством не предусмотрен порядок исключения лиц из сводного списка и включения в сводный список по тому же самому субъекту Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не согласилась с доводами ответчика, полагала выводы суда апелляционной инстанции верными.
В своем определении суд кассационной инстанции руководствовался положениями ст. ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ), а также указал следующее:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила с соблюдением порядка введения в действие.
Пунктом 23 вышеназванных правил предусмотрено в случае перемены места жительства детей-сирот обращаться с заявлением об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включений в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот их законным представителям. Указанный пункт правил регулирует процедуру подачи заявления, уточняя при этом, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет с заявлением дети-сироты и лица из числа детей-сирот вправе обратиться с заявлением самостоятельно.
Изменение места жительства лица из числа указанных в Федеральном законе № 159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица.
В числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, установленных пунктом 35 правил, такое основание, как перемена места жительства в одноименном субъекте отсутствует.
При этом, таких ограничений, связанных с возрастом этого лица, либо изменением места жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не содержит и Федеральный закон № 159-ФЗ.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 27 Конституций РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что отсутствие закрепленной действующим законодательством процедуры исключения граждан из списка детей-сирот в целях последующего включения в соответствующий список на территории одного субъекта Российской Федерации не должно влиять на реализацию указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по их месту жительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда оставила без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20.05.2024 г.
См. кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 г. №88-9470/2024.