
Лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было отказано в принятии на учет в связи с достижением предельного возраста, до достижения данного возраста лицу было также отказано в принятии на учет.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истицы, так как при первоначальном обращении уполномоченный орган отказал в постановке на учет в связи с наличием закрепленного жилья, одновременно поставив лицо на учет в общую очередь, закрепленное за лицом жилье непригодно для проживания, непринятие лица на учет при наличии для этого оснований является уважительной причиной, препятствующей лицу реализовать свое право в установленный срок.
З., года рождения, обратилась в суд с иском Управлению социальной политики по о признании незаконным приказа N от , возложении обязанности принять на учет как лицо из числа детей-сирот для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что до 23 лет она относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, приказом Управления N от ей отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области, в связи с достижением возраста 23 лет. Вместе с тем в году, когда ей был 21 год, она обращалась в администрацию муниципального образования, и ей было отказано в постановке на учет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 11.03.2015 исковые требования удовлетворены: признан незаконным приказ Управления от N , на Управление возложена обязанность принять истца на учет в целях предоставления жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, на основании ее заявления, послужившего основанием для вынесения приказа от N .
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения по данному делу.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что истец обращалась в уполномоченный орган за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением в период до достижения возраста 23 лет, однако не была поставлена на соответствующий учет, и соответственно, не реализовала принадлежащее ей право, несмотря на признание уполномоченным органом за истцом статуса лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаемости истца в предоставлении жилья, что являлось достаточным основанием для постановки на учет.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными.
Из материалов дела следует, что З. (ранее — К.), родившаяся , на момент обращения в суд достигла возраста лет. До 18 лет она относилась к детям, оставшимся без попечения родителей (абз. 3 ст. 1 Закона), в период с 18 до 23 лет ( год) — к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 4 ст. 1 Закона), поскольку .
Над З. была установлена опека, и постановлением от N за несовершеннолетней З. было закреплено жилое помещение по адресу: .
Постановлением администрации муниципального образования N от З. отказано в постановке на учет как сироте в связи с наличием закрепленного жилого помещения, однако она поставлена на учет в общую очередь в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приказом Управления от N З. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с тем, что З. достигла возраста 23 лет, не представила доказательства нарушения прав на предоставление жилого помещения до 23 лет.
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий.
Вместе с тем, отсутствие З. не находится на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о принятии ее на учет в настоящее время, поскольку причины, по которым она не могла реализовать свое право по данному делу следует признать уважительными.
Так, в соответствии п. 1 ст. 8 Закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2013, в том числе в период, когда истец должна была реализовать меры по обеспечению жильем, лица указанной категории подлежали обеспечению жильем, в случае если они не имеют закрепленного жилого помещения.
Орган местного самоуправления, отказав в постановке истца, не достигшей 23 лет, на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием закрепленного жилья, и одновременно поставив на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признал ее реальную нуждаемость в жилом помещении при наличии закрепленного жилья, а соответственно, признал за ней право на обеспечение жильем как лица указанной категории.
Таким образом, непринятие соответствующим органом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, при наличии для этого оснований, следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать свое право в установленной срок.
То обстоятельство, что истец впоследствии, до достижения возраста 23 лет не обращалась в соответствующие органы для принятия на учет, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на что ссылается ответчик в жалобе, не свидетельствует об утрате истца права на обеспечение жильем.
Довод жалобы о том, что в закрепленном за истцом жилом помещении общая площадь, приходящаяся на одно лицо, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании, несостоятелен.
Так, истцом представлен акт обследования жилищно-бытовых условий от , составленный территориальной администрацией муниципального образования, содержащим заключение о том, что квартира находится в ветхом состоянии и непригодна для проживания. Сведения, указанные в акте ответчиком при разрешении спора, а также в суде апелляционной инстанции не опровергнуты (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем отклоняется довод жалобы о том, что акт и заключение, составленные территориальной администрацией в отсутствие на то полномочий, не являются доказательством невозможности проживания. Также не опровергает изложенное в акте ссылка в жалобе на то, что после вынесения решения специалисты Управления выезжали по адресу дома, провели его внешний осмотр, и полагают, что в помещении, закрепленном за истцом, проживать возможно после проведения ремонта.
Таким образом, закрепление за истцом жилого помещения не свидетельствует об обеспеченности жильем. Напротив, закрепление жилого помещения за лицом при реальной нуждаемости в жилом помещении послужило причиной, воспрепятствовавшей истцу своевременной реализации права на жилье в порядке, предусмотренном Законом, что, по обстоятельствам настоящего дела, следует рассматривать как уважительную причину несвоевременного обращения истцом за мерами социальной поддержки.
Решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 11.03.2015 вступило в законную силу.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 июня 2015 года по делу № 33-8492/2015 размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика» подраздел «Решения судов субъектов РФ».