1. 04 апреля 2019 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства».
Указанным постановлением утверждены:
— Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее — Правила формирования списка);
— форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с Правилами формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, с принятием указанного Постановления допускается включение в Список лиц старше 23-х лет в случае, если они имели право на обеспечение жилыми помещениями по категории детей-сирот, однако не были своевременно поставлены на жилищный учет, а после 01 января 2013 года имели право на включение в список, но не были включены в список.
В настоящее время сложилась определенная судебная практика по применению нового правового регулирования правоотношений по вопросу включения в список лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не были включены в список.
2. В обстоятельствах данных дел правовое значение имеет то обстоятельство, было ли ранее за сиротой закреплено (сохранено) жилое помещение.
Если жилое помещение было закреплено (сохранено) в соответствии с положениями законодательства, действующими на момент его закрепления (сохранения), то оснований для постановки на жилищный учет такого лица по категории «дети-сироты» не было. В таком случае не имеется оснований для включения в список согласно Правилам формирования списка.
В случае, если жилое помещение не было закреплено или было закреплено незаконно, сирота подлежал постановке на жилищный учет. В таком случае сохраняется право на включение его в Список согласно Правилам формирования списка и по достижении возраста 23-х лет (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 года № 88-24637/2020).
При этом, о незаконности закрепления за сиротой жилого помещения, может свидетельствовать тот факт, что до достижения сиротой совершеннолетия закрепленное жилье являлось непригодным для проживания, а также принадлежность закрепленного жилья на праве собственности родителю, лишенному родительских прав, либо иному третьему лицу (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 года № 88-5481/2021).
3. В ряде случаев, сироты ранее, до принятия Правил формирования списка, уже обращались с заявлениями о включении в Список, получали отказы уполномоченных органов о включении их в Список, оспаривали эти отказы в суде и суды принимали решения об отказе в исковых требованиях, ссылаясь на то, что до достижения возраста 23-х лет сирота не обращался с заявлением о включении в Список.
После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 г. № 397, которым утверждены Правила формирования списка, сироты повторно обращаются с заявлением о включении в список в соответствии с новым правовым регулированием формирования списка, касающегося, в том числе, круга лиц, подлежащих включению в Список, и также получают отказы и вновь обращаются в суд.
Как показывает анализ судебной практики, при таких обстоятельствах суды, в большинстве случаев, по первой и апелляционной инстанциям отказывают в удовлетворении иска о включении в список по новым Правилам формирования списка, ссылаясь на то, что ранее уже имело место судебное разбирательство по вопросу включения лица в Список. Однако в кассационной инстанции, судебные акты нижестоящих судебных инстанций, часто отменяются.
Отменяя судебные акты, кассационные инстанции указывают, что ранее имевшее место судебное разбирательство было основано на правовых нормах, действовавших до вступления в силу Правил формирования списка, что правовое регулирование, по которому заявлен новый иск, также является новым и допускает включение в Список лиц старше 23-х лет.
Ранее вынесенные судебные акты основаны на ранее действующем законодательстве, в связи с чем, преюдициального значения не имеют (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 марта 2021 года по делу № 33-2384/2021).
В таких кассационных определениях, также указывается, что жилищные и социальные отношения имеют длящийся характер, поэтому могут в разные периоды регулироваться по-разному с учетом изменений правового регулирования (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2020 года по делу № 88-16938/2020).
4. В ряде дел суды ссылаются на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 г.), согласно которому при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Ссылаясь на указанное разъяснение Обзора судебной практики, суды предлагают сиротам предоставить доказательства уважительности причин их того, в связи с чем они не были своевременно поставлены на жилищный учет или не были включены в Список.
В ряде дел суды признают в качестве уважительных причин в несвоевременной постановке на жилищный учет, то обстоятельство, что уполномоченные органы (как правило органы опеки и попечительства) не принимали меры в постановке сироты на жилищный учет. Также в качестве доказательства принимается обращение сироты с заявлением о постановке на жилищный учет (или во включении в Список) до достижения возраста 23-х лет, в котором уполномоченным органом было отказано (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04 марта 2021 года № 88-7551/2021), направление детским учреждением обращения в уполномоченный орган о предоставлении воспитаннику-сироте по достижению совершеннолетия жилого помещения (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08 февраля 2021 года по делу № 88-1018/2021).
5. При рассмотрении дел о включении в список по Правилам формирования списка, суды также выясняют, сохраняется ли у сироты нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
Так, иски удовлетворяются в случае, если сирота не имеет жилого помещения в собственности.
В случае, если сирота имеет долю в жилом помещении на праве собственности, суды оценивают его обеспеченность по установленной норме площади жилого помещения. Если площадь доли является меньше учетной нормы, то суды признают, что нуждаемость в жилом помещении сохраняется и сироту следует включить в Список (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года по делу № 88-25369/2020). При этом наличие жилого помещения, взятого в ипотеку, рассматривается как обеспеченность жильем.
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.