ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Непринятие органами опеки и попечительства мер по защите жилищных прав сироты до его совершеннолетия, является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении вопроса о включении этого лица в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, по достижению им возраста 23-х лет

Родители А. умерли, и при направлении ее под опеку за ней было закреплено жилое помещение, которое принадлежало третьему лицу. При проведении обследования жилого помещения было установлено, что по данному адресу жилое помещение фактически отсутствует.

В возрасте 29-ти лет А. обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в чем ей было отказано в связи с достижением возраста 23-х лет.

А. обратилась в суд с иском о признании отказа во включении в Список незаконным, обязании включить в Список.

Суды первой и апелляционной инстанций в иске А. отказали.

Суд кассационной инстанции судебные акты нижестоящих судов отменил, направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указав следующее.

По общему правилу подлежат включению в список лица из числа детей-сирот до достижения ими возраста 23-х лет.

При этом, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи с чем в качестве юридически значимых и подлежащих установлению судами по такой категории дел обстоятельств является установление причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В случае признания таких причин уважительными, требования истца об обеспечении его жилым помещением подлежат удовлетворению.

Таким образом, подлежат включению в Список и лица из числа детей-сирот старше 23-х лет, в случае доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.

Согласно положениям пункта 3 статьи 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в который они подлежат включению по достижении ими возраста 14 лет, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список, — на органы опеки и попечительства.

Этой же нормой предусмотрено, что в случае неподачи таких заявлений в интересах детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, законными представителями, именно органы опеки и попечительства принимают меры по включению этих детей в список.

Поэтому при рассмотрении дела имеет значение не только факт того, что А. не предпринимала мер по постановке на жилищный учет в период с 18 до 23 лет, но так же и тот факт, что до достижения ей возраста 18-ти лет органами опеки и попечительства не предпринималось действий в ее интересах по постановке ее на жилищный учет.

В силу закона на компетентные органы (органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления) возложены не только контрольные, но и исполнительские функции по самостоятельному включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, в случае не реализации такого права в самостоятельном порядке самим ребенком либо его законным представителем.

При установленном факте не осуществления компетентными органами возложенных на них законом полномочий по реализации жилищных прав А. до достижения ею совершеннолетия, один лишь факт не обращения истца с заявлением о включении в список до 23 лет не может быть поставлен ей в вину и отразиться на ее правах, гарантированных законом, с учетом установленного отсутствия обеспеченности ее жилым помещением.

Суд кассационной инстанции указал, что принятые судами судебные акты не содержат выводов нижестоящих судебных инстанций о том, какие конкретные действия были приняты уполномоченными органами в отношении А., которая находилась под опекой, по включению ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Судами остался не выясненным вопрос о том, проводилась ли уполномоченными на охрану интересов детей-сирот органами какая-либо разъяснительная работа по порядку реализации жилищных прав А., в том числе о необходимости обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроках обращения с таким заявлением, с нею лично и с ее опекуном, и если да, то какими доказательствами указанные обстоятельства подтверждаются.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции направил дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам областного суда.

См. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2024 № 88-22587/2024 (УИД 64RS0045-01-2023-004984-92)



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2025 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика