
Опекун К. в интересах несовершеннолетней З. обратилась в суд с исковым заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Несовершеннолетней З. на праве общей долевой собственности принадлежит 5/12 доли в жилом доме, 1957 года постройки, общей площадью 21,5 кв.м.
Согласно справке МУП г. Шахты «БТИ» и заключению МУП г. Шахты «БТИ» жилой дом имеет 74% износа, водопровод и канализация отсутствуют. Несущие конструкции здания, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия, обеспечивающие пространственную устойчивость здания согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» находятся в аварийном состоянии. На основании физического износа конструкций (74%) и «Методики определения физического износа гражданских зданий», утвержденной от 27.10.1970 № 404, техническое состояние конструкций оценивается, как ветхое, при котором состояние несущих конструктивных элементов — аварийное, а несущих — весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Проведение мероприятий по восстановлению и усилению основных строительных конструкций здания индивидуального жилого дома невозможно.
Опекун К. в интересах несовершеннолетней подопечной З. обращалась в Межведомственную комиссию администрации г. Шахты для признания жилого помещения непригодным для проживания, предоставив: заявление о признании жилого дома непригодным для проживания, копию свидетельства о государственной регистрации права, копию свидетельства о праве на наследство по закону, выписку из ЕГРН, копию технического паспорта на жилой дом, справку о физическом износе МУП «БТИ» г. Шахты, техническое заключение о состоянии строительных конструкций индивидуального жилого дома, выполненное МУП «БТИ» г. Шахты, протоколы испытаний основных строительных конструкций здания индивидуального жилого дома, выполненное ООО «Стройгенподряд», фотографии (в техническом заключении).
Данное заявление в Межведомственную комиссию Администрации г. Шахты о рассмотрении вопроса признания жилого дома непригодным для проживания, возвращено без рассмотрения, в связи с не предоставлением всех правоустанавливающих документов на жилой дом (не зарегистрировано право собственности в ЕГРН в соответствии со свидетельством о праве на наследство), представлено заявление только от одного собственника жилого дома, заявления от других собственников отсутствуют, заявителю разъяснено о необходимости предоставления документов, предусмотренных пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение), включая все правоустанавливающие документы на жилой дом, а также заявления от всех собственников указанного жилого дома.
В связи с чем, заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания отсутствует.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 24 июня 2024 года установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней З., в указанном жилом доме. Несовершеннолетняя З. признана относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал следующее.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 указанного Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в названном Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Истец в установленном законом порядке обращалась с заявлением, к которому были приобщены документы, для рассмотрения вопроса признания жилого дома непригодным для проживания, в котором несовершеннолетней принадлежит 5/12 доли в праве общей долевой собственности, учитывая справку МУП г. Шахты «БТИ» и заключение МУП г. Шахты «БТИ».
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять в Межведомственную комиссию письменное согласие других собственников жилого помещения на признание жилого помещения непригодным для проживания при наличии иных необходимых документов.
Суд также указал на нарушение жилищных прав несовершеннолетней З., которые связаны с наличием неудовлетворительного технического состояния жилого дома, и формальный подход Межведомственной комиссии администрации г. Шахты без учета положения действующего законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 сентября 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, также согласившись с указанными доводами, оставила в силе решение суде первой инстанции и апелляционное определение, а кассационную жалобу Администрации г. Шахты – без удовлетворения.
см. кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 г. №88-3547/2025.