В части 1 статьи 2 Закона Московской области от 31 октября 2008 г. № 162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2021 года, было установлено, что каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере:
9200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
12650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;
25000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья».
Законом Московской области от 29 декабря 2021 г. № 307/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», вступившим в силу с 1 января 2022 года, ранее действовавшие размеры вознаграждения приемным родителям сохранены только за воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории Московской области, а также за воспитание детей, выявленных в других субъектах Российской Федерации и переданных в приемную семью жителей Московской области до 31 декабря 2021 г.
За воспитание детей, выявленных за пределами Московской области и переданных в приемную семью жителей Московской области после 1 января 2022 года, ежемесячное вознаграждение приемным родителя установлено в размере 3000 рублей.
Указанная законодательная новация Московской областной думы, принятая с очевидной подачи Министерства социального развития Московской области, вызвала справедливое негодование среди жителей Московской области, принявших после 1 января 2022 года на воспитание в семью по договору о приемной семье детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за пределами Московской области.
В конце июля т.г. две приемных семьи из Дмитрова и Балашихи обратились в Московский областной суд с административным иском, которым оспаривают вступившие в силу с 1 января 2022 г. положения Закона Московской области от 31 октября 2008 г. № 162/2008-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 29 декабря 2021 г. № 307/2021-ОЗ).
В исковом заявлении указано на неравное и несправедливое вознаграждение приемным родителям за исполнение одинаковых полномочий по содержанию, воспитанию и образованию подопечных детей, защите их прав и интересов, выявленных за пределами Московской области, а также на недопустимое в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права (включая Конвенцию о правах ребенка) разделение детей на категории по признакам, которые не имеют разумного и объективного оправдания, а основаны на произвольно выбранных и истолкованных критериях.
В административном иске содержатся требования о признании оспариваемых положений закона Московской области недействующими с момента принятия.
В августе суд провел беседу и предварительное заседание по административному иску.
На первом судебном заседании, 12 сентября т.г., где ожидалось слушание дела по существу, представители ответчиков (Московской областной думы и Губернатора МО), а также заинтересованного лица — Министерства социального развития Московской области, заявили ряд ходатайств, направленных на затягивание рассмотрения дела.
Следующее судебное заседание назначено на 6 октября т.г.
Административный иск подготовлен юристами Центра «Соучастие в судьбе». Юристы Центра представляют в суде приемных родителей — истцов по делу.
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.