
Административные иски предъявили лицо из числа детей-сирот Зинаида П., попечитель Александра П., действующая в интересах подопечной Анны О., а также заместитель Прокурора Московской области.
Заявители оспаривают нормы положений постановления Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42, которыми установлено, что:
1) при перемене места жительства ребенка-сироты заявление об исключении его из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области, подает его законный представитель только при наличии одного из оснований:
если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет;
если ребенок-сирота, оставленный матерью в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в отношении которого родители дали письменное согласие на усыновление в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в свидетельстве о рождении ребенка-сироты отсутствуют сведения о родителях и не имеет регистрации по месту жительства ни в одном субъекте Российской Федерации.
2) к заявлению об исключении ребенка, оставшегося без попечения родителей, из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области, в обязательном порядке должны прилагаться документы, подтверждающие место жительства ребенка-сироты в Московской области более 5 лет на дату обращения или лица из числа детей-сирот более 5 лет на момент достижения совершеннолетия;
3) если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не включен в список в другом субъекте Российской Федерации, то при обращении о включении его в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в Московской области, к заявлению также должен прилагаться документ, подтверждающий место жительства в Московской области более 5 лет при включении в список при перемене места жительства из другого субъекта Российской Федерации, за исключением.
Вышеуказанные административные иски объединены в одно производство. Состоялись два предварительных заседания по делу.
Представители Правительства Московской области и Министерства образования Московской области в обоснование своей позиции указывают, что «ценз оседлости» не нарушает прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями, указанные нормы приняты в пределах полномочий Правительства Московской области и одной из целей их принятия стало правильное использование бюджета Московской области.
Позиция истцов основана на том, что установление «ценза оседлости» для детей-сирот в целях обеспечения их жильем не предусмотрен положениями федерального законодательства, носит дискриминационный характер и нарушает право детей-сирот, принятых под опеку или попечительство жителями Подмосковья из других регионов, на льготное обеспечение жилым помещением.
Рассмотрение дела в Московском областном суде назначено на 3 сентября т.г.
Между тем, органы опеки и попечительства Московской области ссылаясь на оспариваемые в Московском областном суде положения о «цензе оседлости» для детей-сирот, уже принимают незаконные решения об отказе включить детей-сирот в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Московской области, а если сироты включены в список детей-сирот по прежнему месту жительства – принимают решения об отказе исключить их из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Московской области по новому месту жительства.
Городскими судами Московской области вынесено несколько решений, которыми указанные действия управлений (отделов) опеки и попечительства Министерства образования Московской области признаны незаконными, за сиротами признано право на льготное обеспечение жилыми помещениями на территории Московской области и на органы опеки и попечительства возложена обязанность включить сирот в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо исключить из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включить в список в Московской области по новому месту жительства.
Специалисты органов опеки Московской области в ряде случаев предлагают попечителям или лицам из числа детей-сирот обращаться в суд с заявлением об установлении факта проживания в Московской области более 5 лет.
Однако обращение в суд с указанными заявлениями противоречит части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса в которой установлено, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Из указанной нормы права следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
Так как из заявлений об установлении факта проживания в Московской области более пяти лет следует, что имеет место спор о праве об обеспечении сироты жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения за счёт средств бюджета Московской области, то указанные заявления суды должны оставлять без рассмотрения и предлагать заявителю обратиться в суд в порядке искового производства.
Еще раз разъясняем, что по смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).
Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.
При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.
Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
С момента постановки подопечного ребенка на учет в соответствующем органе опеки и попечительстве, место жительства подопечного определяется по адресу, расположенному на территории ведения этого органа опеки и попечительства.
Таким образом, подтверждение места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из числа детей-сирот, является постановка подопечного (или личного дела подопечного) на учет по новому месту жительства.
Подтверждением указанного вывода является обширная судебная практика Верховного Суда Российской Федерации:
— Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (Определение № 5-КГ16-84);
— определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2018 г. № 5-КГ18-39, от 26 июня 2018 г. № 5-КГ18-145, от 21 августа 2018 г. № 5-КГ18-170, от 28 августа 2018 г. № 5-КГ18-168, от 18 сентября 2018 г. № 5-КГ18-196, от 17 сентября 2018 г. № 5-КГ18-176, от 12 февраля 2018 г. № 5-КГ17-213, от 21 мая 2018 г. № 5-КГ17-257, от 4 июня 2018 г. № 5-КГ18-71, от 2 июля 2018 г. № 5-КГ18-107, от 6 августа 2018 г. № 5-КГ18-138, от 27 августа 2018 г. № 5-КГ18-176.
Из пункта 30 Правил формирования списка детей-сирот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, следует, что подтверждением смены места жительства ребенком, оставшимся без попечения родителей, является информация органа опеки и попечительства по новому месту жительства о постановке его на учет в установленном порядке по новому месту жительства.
Юристы Центра «Соучастие в судьбе» оказывают правовое сопровождение административных дел лица из числа детей-сирот Зинаида П. и попечителя Александры П., действующей в интересах подопечной Анны О., с момента подготовки исков.
В случае возникновения вопросов в определении места жительства подопечных или лиц из числа детей-сирот, а также в случае сомнения в законности требований органов опеки и попечительства, рекомендуем обращаться за консультациями в Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», по электронной почте: info@souchastye.ru.
А.И. Головань, руководитель РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе».
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.