ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Московская область — территория дискриминации в сфере сиротства

29 декабря 2021 года Губернатор Московской области А.Воробьев подписал и обнародовал принятый Московской областной Думой 23 декабря 2021 г. областной закон «О внесении изменений в Закон Московской области «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», который вступил в силу с 1 января 2022 года.

Несмотря на Новогодние каникулы, эта новация Подмосковных властей вызвала справедливое возмущение среди приемных родителей.

В чем смысл закона?

До 1 января 2022 года в соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 31.10.2008 г. № 162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям», каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивалось ежемесячное вознаграждение в размере:

9200 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

12650 рублей за воспитание одного ребенка в возрасте до 3-х лет, отнесенного к I-II группам здоровья;

25000 рублей за воспитание одного ребенка, отнесенного к III-V группам здоровья.

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2022 года, вознаграждение приемным родителя в вышеуказанном размере будет назначаться только в случае передачи приемному родителю, имеющему место жительства в Московской области, ребенка, выявленного и поставленного на учет в качестве оставшегося без попечения родителей, органом опеки и попечительства Московской области (в том числе, в случае вторичного выявления на территории Московской области).

За воспитание детей, которые не выявлены и не поставлены на учет в качестве оставшихся без попечения в Московской области, вознаграждение приемным родителя с 1 января 2022 г. составит 3000 рублей.

Это означает, что вознаграждение за воспитание сирот, принятых в приемную семью жителей Московской области из других регионов после 1 января 2022 года, вне зависимости от возраста детей и состояния их здоровья установлено в размере 3000 рублей.

Изменения, предусмотренные законом Московской области от 29 декабря 2021 г., не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, обратившимся за их получением до дня вступления в силу настоящего Закона.

То есть, размер вознаграждения приемным родителям, установленный до 1 января 2022 года или за назначением которого, они обратились до 1 января 2022 года, сохранится на прежнем уровне.

Совершенно очевидно, что положение Закона Московской области от 29 декабря 2021 г., устанавливающее иной (значительно меньший) размер вознаграждения приемным родителям за воспитание детей, выявленных за пределами Московской области, носит дискриминационный характер, является незаконным и подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Напомним, что власти Подмосковья уже не первый раз принимают недружественные меры в отношении сирот из других регионов.

В декабре 2019 года Правительство Московской области установило пятилетний «ценз оседлости» проживания детей-сирот до достижения ими возраста 18 лет на территории Московской области применительно к целям обеспечения жильем.

Эта совершенно дикая норма предусматривала, что сироты, которые на момент достижения совершеннолетия, не проживали на территории Московской области пять и более лет, не имели никаких шансов получить жилье в Московской области. При этом чиновники под «проживанием пять и более лет» понимали исключительно регистрацию по месту жительства в течение пяти и более лет на территории Московской области (т.е., так называемую «постоянную регистрацию» в течение пяти и более лет).

Решением Московского областного суда от 03.09.2020 г. было установлено, что нормы постановления Правительства Московской области, которыми установлен «пятилетний ценз оседлости», не соответствуют законодательству Российской Федерации. Суд признал указанные нормы недействующими с момента принятия.

Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.04.2021 г. решение Московского областного суда от 03.09.2020 г. оставлено без изменений, апелляционные жалобы Правительства Московской области и Министерства образования Московской области, — без удовлетворения.

Решение Московского областного суда от 03.09.2020 г. вступило в силу 28.04.2021 г.

Однако, упрямые в своей неправоте Минобразование МО и Правительство МО подали кассационные жалобы на вступившее в силу решение Московского областного суда от 03.09.2020 г.

Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2021 г. кассационные жалобы Правительства МО и Минобразования МО оставлены без удовлетворения.

Такое упорство было бы оправданным, если бы чиновники Правительства Московской области бились за интересы сирот.

Но все происходило с точностью до наоборот.

Поразительно, но никто из подмосковных чиновников за этот произвол в отношении сирот, установленный решением суда, оставленным в силе вышестоящими судебными инстанциями, не понес никакой ответственности. Более того некоторые из чиновников получили повышение по службе.

Безнаказанность развращает.

Принимая закон от 29 декабря 2021 года, которым установлено ничем необоснованное крохотное вознаграждение приемным родителя за воспитание сирот из других регионов, органы государственной власти Московской области очередной раз пошли по пути принятия дискриминационных норм. Дискриминационных как в отношении сирот, принятых на воспитание в семьи из других регионов, так и в отношении приемных родителей, которые этих детей воспитывают.

Хотелось бы спросить у Губернатора Московской области и Депутатов областной Думы — неужели вы полагаете, что воспитание сирот, принятых из других субъектов РФ, требует от приемных родителей меньших усилий?

Если цель состояла в стимулировании передачи в приемные семьи детей из организаций для детей-сирот Московской области, то избран заведомо неверный путь. Неверный и незаконный.

Странно, что до сих пор молчат прокуратура Московской области, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка Московской области.

Удивительно, как эти контролирующие государственные институты могли допустить принятие такого дискриминационного закона. Не хотят конфликтовать с губернатором, правительством Московской области и областной думой?

Центр «Соучастие в судьбе» разработал стратегию оспаривания в суде дискриминационных положений закона Московской области от 29 декабря 2021 г. и при первой возможности приступит к ее реализации.

А.Головань, руководитель Центра «Соучастие в судьбе»



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2022 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика