ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Мнение специалистов Центра «Соучастие в судьбе» по вопросу о необходимости сохранения за ребенком, оставшимся без попечения родителей, права на жилое помещение, которое находится в собственности других граждан, специалисты считают возможным изложить свое мнение

Вопрос: должен ли уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот принимать распорядительный акт о сохранении за таким ребенком права на жилое помещение (закреплении жилого помещения), в котором ребенок зарегистрирован по месту жительства и которое находится в собственности родителей, лишенных родительских прав (одного из них) или в собственности других родственников либо третьих лиц?

В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждена новая редакция в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в указанном законе с 1 января 2013 года отсутствует понятие «закрепленное жилое помещение».

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа теперь являются: наличие права собственности на жилое помещение (или его долю) у самого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа или наличие договора социального найма жилого помещения, заключенного с таким лицом, либо членом его семьи.

В статьях 148 и 1553 Семейного кодекса РФ осталось положение, согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Однако указанные дети сохраняют это право не в силу распорядительного акта органа опеки и попечительства, а исключительно в силу закона и в дополнительном «сохранении» это право не нуждается.

Право собственности на жилое помещение дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены быть не могут в силу ст. ст. 35, 40 (ч.1) Конституции Российской Федерации.

Право пользования жилым помещением по договору социального найма сохраняется за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа при их устройстве на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот в силу ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, если они являются нанимателями или членами семьи нанимателя  такого жилого помещения.

Если ребенок не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, при этом является (являлся) членом семьи собственника (бывшим членом семьи) жилого помещения, то при его устройстве на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот право на это жилое помещение за ним не сохраняется и издать соответствующий распорядительный акт о закреплении такого жилого помещения за ребенком орган опеки и попечительства не вправе.

Кроме того, в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), установлено, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений».

Таким образом, если бы ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственником жилища, то при его устройстве на воспитание в семью или под надзор в организацию для детей-сирот распорядительным актом органа опеки и попечительства надлежит устанавливать контроль за использованием жилого помещения и (или) распоряжением жилого помещения в котором ранее проживал ребенок.

Если же ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не является ни нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, то издавать акт об осуществлении контроля за использованием жилого помещения и (или) распоряжением жилого помещения органу опеки и попечительства не требуется и, соответственно, не требуется проводить регулярное обследование этого жилого помещения, так как ребенок к данному жилому помещению не имеет никакого отношения и по достижении возраста 18 лет он подлежит обеспечению жилым помещением в льготном порядке в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Таким образом, если ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственником жилища, то распорядительным актом органа опеки и попечительства надлежит устанавливать контроль за использованием  такого жилого помещения и (или) распоряжением жилым помещением, в котором ранее проживал ребенок.  Во всех остальных случаях по достижении возраста 18 лет такое лицо подлежит обеспечению отдельным благоустроенным жилым помещением в льготном порядке в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика