
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение пункта 58 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № СП-П4-3765.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования порядка осуществления гражданского судопроизводства с участием несовершеннолетних.
В этих целях Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новым разделом V.I «Производство по делам с участием несовершеннолетних», предусматривающим положения о гражданской процессуальной дееспособности несовершеннолетних; порядок обращения в суд по делу, затрагивающему права и законные интересы несовершеннолетних и рассмотрения дел данной категории; особенности производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних, а также порядок участия в деле законных представителей и иных лиц, выступающих в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Законопроектом предлагается расширить гражданскую процессуальную дееспособность несовершеннолетних.
Помимо общих положений о гражданской процессуальной дееспособности, предусмотренных статьей 37 ГПК РФ, законопроектом предлагается дополнить ГПК РФ специальной статьей 427.1 «Гражданская процессуальная дееспособность несовершеннолетних», устанавливающей дифференцированный подход к определению процессуальной дееспособности несовершеннолетних.
В частности, предлагается установить, что несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет может осуществлять свои процессуальные права только через своих законных представителей. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет осуществляет свои процессуальные права и исполняет процессуальные обязанности в присутствии или с согласия в письменной форме своих законных представителей, а несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет наделяется полной процессуальной дееспособностью. Его законные представители привлекаются к участию в деле по усмотрению суда.
Аналогичные положения в настоящее время содержатся в статье 51 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Статьей 427.2 ГПК РФ в редакции законопроекта предлагается закрепить процессуальные обязанности законного представителя несовершеннолетнего, а также предусмотреть возможность отстранения законного представителя от участия в деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам представляемого. При невозможности замены интересы несовершеннолетнего может исполнять адвокат, назначаемый судом.
Ходатайство о замене законного представителя несовершеннолетнего может содержаться также в подаваемом в суд заявлении в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего (часть 3 статьи 427.3).
С заявлением в суд по делу, затрагивающему права и законные интересы несовершеннолетнего, вправе обратиться законные представители несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства, прокурор, несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
В целях обеспечения наиболее эффективной защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего законопроектом предлагается предусмотреть обязательное участие прокурора, а также органов опеки и попечительства для дачи заключения по делу. При этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе ходатайствовать о их привлечении в процесс для дачи заключения по делу (статья 427.4).
Кроме того, по аналогии со статьями 191 (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ), 425, 426, 428 и 429 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации законопроектом предлагается закрепить следующие особенности производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних: ограничение времени проведения с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего; присутствие педагога или психолога при производстве процессуальных действий с участием отдельных категорий несовершеннолетних; присутствие законного представителя при допросе несовершеннолетнего свидетеля; возможность удаления отдельных лиц из зала судебного заседания.
В целях обеспечения права несовершеннолетнего быть заслушанным в ходе судебного разбирательства и выражать мнение по обстоятельствам дела, затрагивающим его права и законные интересы, статей 427.5 ГПК РФ в редакции законопроекта предусматривается обязательность учета мнения несовершеннолетнего, достигшего десяти лет. Решение по отдельным вопросам суд вправе принимать при наличии согласия несовершеннолетнего, достигшего указанного возраста. Кроме того, несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 лет, предлагается предоставить право выражать свое мнение по вопросу отказа от иска его законных представителей.
В целях реализации положений статьи 50 и части 5 статьи 427.2 ГПК РФ в редакции законопроекта о возможности замены законного представителя несовершеннолетнего адвокатом, назначаемым судом, статьей 2 законопроекта предлагается дополнить случаи оказания бесплатной юридической помощи, предусмотренные частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», указанием на оказание юридической помощи несовершеннолетним в целях защиты их прав и законных интересов в гражданском судопроизводстве.
В Минюсте России полагают, что принятие указанного федерального закона позволит обеспечить возможность более полной реализации процессуальных прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве.
Источник: Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения Министерства юстиции Российской Федерации