За Г., 1993 г.р., при получении статуса сироты и установлении опеки в 2004 году, было закреплено жилое помещение, которое было предоставлено по договору социального найма третьему лицу, к членам семьи которого Г. не относился (сожителю матери, лишенной родительских прав). В указанном жилом помещении также проживала мать Г., лишенная в отношении него родительских прав.
В 2023 году Г. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет (далее — Список), в связи с тем, что он достиг возраста 23-х лет.
Суд первой инстанции отказал Г. в признании отказа во включении в Список незаконным, указав, что до достижения возраста 23-х лет Г. в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением не обращался, а также потому, что отсутствуют уважительные причины, препятствовавшие ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением.
Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и приняла новое решение, которым исковые требования Г. были удовлетворены.
Основанием отмены решения суда первой инстанции в апелляционном определении указано следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
То есть право на обеспечение жилым помещением имели только лица указанной категории, которые не имели закрепленное жилое помещение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сиро и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми было закреплено жилое помещение, не имели права на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот.
Поэтому лица, которые имели закрепленное жилое помещение, не обращались в уполномоченные органы для постановки их на учет, несмотря на то, что зачастую закрепленные жилые помещения были не пригодны для проживания, заняты лицами, лишенными родительских прав, или проживание в которых было невозможно по иным основаниям.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, расширены основания предоставления жилых помещений лицам указанной категории.
С 1 января 2013 года был введен правовой институт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях по обстоятельствам, установленным в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, и обстоятельствам, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.
Действовавшим до 1 января 2013 года законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.
В настоящее время такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют жилого помещения на праве собственности или на условиях социального найма либо их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно вследствие обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, а также предусмотренных законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Признание невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ранее занимаемое жилое помещение (пункты 1, 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Г. не знал об изменении правового регулирования с 1 января 2013 года, в то время как в закрепленном за ним жилом помещении на каждого проживающего в жилом помещении приходилось менее учетной нормы общей площади жилого помещения, что являлось безусловным обстоятельством невозможности проживания в жилом помещении с 1 января 2013 года, а также в данном жилом помещении проживала его мать, лишенная родительских прав, что также стало являться обстоятельством невозможности проживания с 1 января 2013 года.
То есть с 1 января 2013 года существенно изменилось правовое регулирование условий обеспечения сирот жилыми помещениями. Если ранее Г. не имел права на обеспечение жильем, поскольку имел закрепленное жилое помещение, что безусловно исключало право на предоставление жилья, то с 1 января 2013 года в отношении этого жилья стало действовать целых два обстоятельства невозможности проживания — и Г. имел право на включение в Список.
При этом, Г. мог быть включен в Список своевременно в период с 2013 года (20 лет) до 2016 года (до достижения им возраста 23-х лет), однако уполномоченными органами Г. не был осведомлен о столь существенном изменении правового регулирования, а обязанности опекуна прекратились в отношении него еще в 2011 году.
Указанное обстоятельство судебная коллегия посчитала заслуживающим внимания и расценила как уважительную причину в непостановке Г. на жилищный учет своевременно.
Таким образом, поскольку с 1 января 2013 года произошло изменение правового регулирования в части закрепленных жилых помещений и были введены обстоятельства невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, которые имели место в отношении многих ранее закрепленных за сиротами жилых помещениях, а лица указанной категории, имевшие закрепленное жилье не обращались в уполномоченные органы, поскольку не знали об изменении правового регулирования, в том числе в силу недостаточной социальной адаптации, а также потому, что не были осведомлены об этом уполномоченными органами, указанное обстоятельство свидетельствует о наличии уважительных причин необращения указанных лиц до достижения ими возраста 23-х лет за реализацией их права на льготное обеспечение жилым помещением.
См. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2023 года по делу № 33-20678/2023.