ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Государство обирает сирот. Но гарантировало быть им вместо родителей

В России почти 200 тысяч сирот в возрасте от 18 лет и старше не обеспечены жильем.

По данным Счетной палаты Российской Федерации на погашение задолженности государства по предоставлению жилья сиротам требуется более 240 млрд. рублей.

17 декабря 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На совещании присутствовали два вице-премьера, четыре федеральных министра, первый заместитель Председателя Госдумы, председатель Счетной палаты РФ.

Главным итогом совещания стало решение — «принять шестилетнюю программу ликвидации полной задолженности [по обеспечению жильем сирот] — вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовых ресурсов» (цитата вице-премьера Татьяны Голиковой).

Было решено значительно увеличить размер ежегодных субсидий из федерального бюджета регионам на приобретение и строительство жилья детям-сиротам, чтобы в течение 6 лет полностью погасить имеющуюся задолженность и перейти в плановый режим обеспечения жильем сирот, то есть предоставлять им жилые помещения, как это предусмотрено федеральным законом, по достижении сиротами возраста 18 лет.

После совещания у Председателя Правительства РФ прошло 16 месяцев.

Ни одно из решений, принятых на совещании, не исполнено. Ни одно.

Шестилетняя программа погашения задолженности по обеспечению жильем сирот не принята.

Кардинального увеличения финансирования из средств федерального бюджета на эти цели не произошло.

Более того, в 2020 году, в пиковый период пандемии, Минпрос России втайне от экспертов и общественности подготовил ряд законодательных предложений, предусматривающих значительное сокращение государственных гарантий по обеспечению сирот жильем.

Если бы пакет жульнических предложений Минпроса был принят, то очередь сирот, ожидающих предоставления жилья, резко сократилась, так как несколько категорий сирот лишились бы права претендовать на обеспечение жильем. Сокращение очереди произошло бы исключительно за счет отказа государством от социальных гарантий по предоставлению жилья сиротам.

Так, обычно, поступают мошенники, когда не хотят возвращать долги. Так поступают некоторые государства в момент дефолта, когда оказываются неспособными исполнить взятые на себя обязательства.

Однако, одно из главных предложений прошлогоднего «жульнического» пакета законодательных идей по изменению порядка обеспечения жильем сирот, Минпрос России продолжает маниакально продвигать до настоящего времени.

Речь идет о так называемых жилищных сертификатах для сирот, которые, по мнению Минпроса России, волшебным образом без дополнительного финансирования позволят значительно сократить очередь сирот, ожидающих предоставления жилья.

Идея жилищных сертификатов для сирот была поддержана некоторыми приближенными к власти экспертам, а также полугосударственными формированиями, например, — Общероссийским народным фронтом.

ОНФ чуть ли не настаивал на немедленном введении сертификатов, убеждая общественность, что это сразу приведет к сокращению очереди сирот на жилье.

Надо отдать должное Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой и Уполномоченному при Президенте РФ Анне Кузнецовой, которые высказались категорично против введения жилищных сертификатов для сирот.

О многочисленных рисках введения жилищных сертификатов, Центр «Соучастие в судьбе» в 2020 году заявлял неоднократно.

Мы утверждали, что сертификаты разрушают действующий с 1 января 2013 года механизм защиты сирот и предоставляемого им жилья от незаконных сделок и с очевидностью приведут к росту мошеннических действий в отношении лиц из числа детей-сирот, утрате ими права на жилые помещения, а также мошенничеству при получении сертификатов.

Но главное наше возражение заключалось в том, что введение сертификатов приведет к тому, что обеспечение жильем сирот будет осуществляться за счет привлечения денежных средств самих сирот и перестанет являться государственной гарантией по льготному предоставлению им жилья в натуре.

Наши оппоненты уверяли, что эти опасения напрасны, и стоимость сертификата позволит сиротам без проблем приобретать благоустроенное жилье по нормам площади, установленным законодательством соответствующего региона. А собственные денежные средства (ипотеку, материнский капитал) сироты могут использовать только в случае, если захотят приобрести жилые помещения большей площади, нежели предусмотренные законом.

Не дожидаясь принятия федерального закона о введении жилищных сертификатов для сирот, некоторые субъекты Российской Федерации, стали вводить их региональными законами: Приморский край, Ставропольский край, Псковская область, Алтайский край….

И то, что раньше о сути сертификатов старательно скрывалось, стало выплескиваться наружу.

«Российская газета» от 11.03.2021 г. пишет: Алтайский край одним из первых в СФО ввел в обращение региональные жилищные сертификаты для детей-сирот. Они начнут действовать с июня нынешнего года. Соответствующий закон приняли депутаты краевого парламента.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Иван Гилев заявил, что номинал сертификата в 2021-м составит 1,3 миллиона рублей. На эту сумму сироты до 1 июля 2022 года должны приобрести жилье в любом муниципалитете Алтайского края. Основные условия — оно не аварийное и не меньше 33 квадратных метров. По мнению Ивана Гилева, основное преимущество этого финансового инструмента перед госзакупками в том, что молодые люди будут сами выбирать жилье на рынке. А главное, смогут добавлять к номиналу сертификата свои накопления, ипотечные кредиты, средства материнского капитала, чтобы приобрести квартиру большей площади.

При этом, указывается, что в прошлом году закупочная стоимость квадратного метра, установленная Минстроем России для Алтайского края, была значительно ниже реальной рыночной: она составляла 38,3 тысячи рублей против рыночных 46 тысяч за «квадрат» в Барнауле. В этом году ее повысили до 41 тысячи рублей, но из-за ажиотажного спроса цена подскочила до 50 тысяч, а на однокомнатные — до 60 тысяч рублей за квадратный метр.

Руководитель одного из крупнейших риелтерских агентств Барнаула Дмитрий Дворядкин подтвердил корреспонденту «РГ», что в Барнауле «однушки» сейчас в среднем стоят 1,8-1,9 миллиона рублей, и 1,3 миллиона рублей не хватит на приобретение полноценных 33 «квадратов».

Вот и все «волшебство» сертификатов. И вся сущность государственной заботы о сиротах — пообещать и обмануть.

Ведь было совершенно очевидно, что без увеличения финансирования обеспечения жильем сирот, введение сертификатов превратиться в обираловку.

Государство, обращаясь к сиротам говорит: «Хотите получить гарантированное вам федеральным законом бесплатное жилье? — Выкладывайте 500 — 600 тысяч рублей. То есть 30% его стоимости».

Кто не сможет найти такую сумму, будет иметь шанс приобрети за счет сертификата какую-нибудь развалюху в дальнем районе, где нет ни работы, и никакой перспективы.

Важно понять то, что платить сиротам придется не за дополнительные метры, не за жилье большей площади, как им не стесняясь врут чиновники всех мастей от региональных до федеральных, а за жилье именно той площади, которая установлена законодательством.

Вводя жилищные сертификаты, государство бессовестно запускает руки в карманы сирот, подталкивает их брать ипотеку, кредиты, оплачивать собственными средствами, так называемую государственную гарантию по предоставлению жилья.

А как быть тем сиротам, которые не смогут найти деньги или взять кредит?

Напомню, что эта гарантия была установлена нормами Жилищного кодекса РСФСР с 1 января 1984 года, продублирована в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1987 г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и, в дальнейшем, получила развитие, со вступлением в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ и с 1 января 2013 г. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, которым установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обирать сирот — национальная традиция или элемент духовности? Не слышал.

Непонятно, почему политически ответственные лица не выполняют обязательства, принятые на совещании у председателя Правительства РФ 16 месяцев назад?

Поразительно, но введение механизма вытягивания денег у сирот, за жилье, которое государство гарантировало им нормами федерального закона, происходит практически сразу после того, как в новой редакции Конституции РФ, государство установило, что «берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (часть 4 статьи 67.1).

А. Головань, исполнительный директор Центра «Соучастие в судьбе»

11 апреля 2021 г.

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2021 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика