Сегодня с помощью адвоката Янины Пироженко постараемся разобраться, как определяет закон само понятие «жестокое обращение с детьми» и какие нормативные акты, регламентирующие права ребенка, существуют.
В зоне риска
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Оно может принимать такие формы, как физическое, эмоционально-психологическое, сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка.
Последствия насилия могут сказаться на всей дальнейшей жизни, стать причиной проблем с социализацией, психических расстройств, наркомании, алкоголизма, сексуальных девиаций. А порой последствия наступают мгновенно, когда ребенок получает тяжелые повреждения, травмы, несовместимые с жизнью. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждый год около 41 тысячи детей становятся жертвами убийств, еще больше случаев смерти в результате жестокого обращения остаются неучтенными, поскольку классифицируются как вызванные другими причинами.
По мнению экспертов ВОЗ, в особой зоне риска дети, чьи родители или опекуны сами в раннем возрасте были жертвами жестокого или пренебрежительного обращения, злоупотребляют наркотиками, алкоголем, совершают насилие над партнером. Влияют на рост вероятности насилия и внешние факторы: проживание в странах или сообществах с высоким уровнем безработицы, высокой толерантностью по отношению к жестокости, низким уровнем жизни или высоким социально-экономическим расслоением. Также, как сообщают эксперты организации, дети с инвалидностью в четыре раз чаще подвержены жестокому обращению, нежели их сверстники без особенностей развития.
Защита детей в международном законодательстве
В международном праве меры по защите детей от жестокого обращения регулируются статьей 19 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., в СССР вступила в силу 15.09.1990 г.).
Российская Федерация как участник конвенции обязуется привести национальное законодательство в соответствие с положениями документа.
Статья 15 Конституции Российской Федерации провозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, – уточняет адвокат Янина Пироженко.
В настоящее время около 130 стран мира присоединились к конвенции. Вот некоторые другие ее статьи, имеющие прямое или косвенное отношение к рассматриваемой нами теме:
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.
Статьи 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Статья 23. Дети с инвалидностью имеют право на особую заботу и обучение.
Статья 31. Дети имеют право на отдых.
Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
По словам Янины Пироженко, в числе международных актов, помимо упомянутой выше конвенции, следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г., Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.
Гарантии обеспечения прав и интересов ребенка в России
Основной закон Российской Федерации, в котором закреплены права детей, – Конституция (1993 г., с изменениями в 2001 г.). Перечислим основные статьи, затрагивающие интересы несовершеннолетних:
Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.
Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статьи 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 30. Каждый имеет право на объединение.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43. Каждый имеет право на образование.
В общей сложности с 1993 г. в нашей стране принято более 200 нормативно-правовых актов, охватывающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей. Это федеральные законы, указы президента России, постановления правительства и др.
Из них, по словам Янины Пироженко, особенное значение имеют следующие:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
Помимо этих документов, в нашей стране также действует ряд других законодательных актов. Остановимся на содержании некоторых из них подробнее.
Четвертый раздел Семейного кодекса РФ (1995 г., с изменениями на 2 января 2000 г.) целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.
Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.
В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.
Согласно статьям 64 и 65, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В соответствии со статьей 65 родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013 г.) утверждает право детей, учащихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (статья 5), а также предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью учащегося или воспитанника» (статья 56).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, опекунами или попечителями своих обязанностей по воспитанию детей, если это связано с жестоким обращением. Максимальное наказание по указанной статье предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет. За причинение побоев и иных действий, не повлекших для ребенка вреда здоровью, но причинивших физическую боль, предусмотрено наказание по статье 116 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа до 40 тысяч рублей либо исправительные работы до 6 месяцев. За систематическое истязание несовершеннолетнего предусмотрена уголовная ответственность по части 2 статьи 117 Уголовного кодекса РФ с назначением наказания от 3 до 7 лет лишения свободы. Кроме того, жестокое обращение с детьми, в том числе физическое или психическое насилие над ними, совершение умышленного преступления против их жизни или здоровья являются основаниями для лишения родителей родительских прав в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ.
Статья 14 Закона РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены». В этом же документе указаны основные признаки, по которым можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие:
- ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствуют возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен;
- ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;
- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку;
судорожно реагирует на поднятую руку; - ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;
- к вышеперечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
К сожалению, закон не ангел-хранитель. Он не ходит за каждым ребенком по пятам, присматривая и оберегая. Сколько бы законодательных актов ни было принято, основная ответственность за безопасность детей лежит на каждом из нас. И это не такая уж трудная ноша, ведь иногда достаточно лишь не оставаться равнодушными, – резюмирует Янина Пироженко.
Источник информации: ActivityEdu https://activityedu.ru/