
11 июля 2024 года Европейский Суд по правам человека вынес решение о присуждении 9 сиротам из Алтайского края денежной компенсации за длительное неисполнение судебных решений об обязании предоставить жилые помещения, с учетом неадекватно низкого размера такой компенсации присужденной им Алтайским краевым судом.
Сроки неисполнения решений судов об обязании предоставить сиротам жилье составили от 3 лет 10 месяцев до 5 лет 7 месяцев.
Сумма компенсаций, присужденной ЕСПЧ, составила от 2 600 до 5 400 евро в зависимости от срока неисполнения решения суда об обязании предоставить жилое помещение.
Обязательным условиям для принятия ЕСПЧ жалобы гражданина на длительное неисполнение уполномоченными государственными органами решения суда (в том числе, об обязании предоставить жилое помещение), является обращение гражданином за компенсацией в связи с длительным неисполнением решения суда в соответствующий национальный суд и неадекватно маленький размер такой компенсации присужденной национальным судом.
Размер компенсаций, присужденной названным сиротам Алтайским краевым судом, составил от 40 до 112 тысяч рублей (в среднем размер компенсации составил 61 тысячу рублей).
Жалобы в ЕСПЧ по просьбе сирот были подготовлены юристами Центра «Соучастие в судьбе» еще в 2021 году.
С 15 сентября 2022 года Россия не является участницей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому, тем 9 сиротам, в отношении которых ЕСПЧ вынес решение 11.07.2024 года, не стоит рассчитывать на его исполнение в ближайшее время.
Однако, то обстоятельство, что Российская Федерация не исполнит решение ЕСПЧ в отношении 9 сирот, которые много лет ожидали гарантированного им государством жилья, в том числе, после вынесенных именем Российской Федерации решений об обязании предоставить им жилые помещения, учитывая, что эти решения подлежали незамедлительному исполнению, не отменяет несколько очевидных проблем.
Во-первых, катастрофического положения из-за отсутствия в нужном размере бюджетных средств для погашения задолженности по обеспечению жильем сирот.
На 01.01.2024 г. в целом по стране в списке детей-сирот в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояли более 187 тысяч лиц из числа детей-сирот. При этом, ежегодно обеспечиваются жилыми помещениями порядка 25 тысяч сирот.
Т.е. при нынешнем темпе обеспечения жильем сирот, потребуется не менее 7 лет только для того, чтобы обеспечить жильем сирот, у которых возникло право на предоставление жилого помещения.
В последние несколько лет размер субсидии субъектам РФ из федерального бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот остается одним и тем же — 10 млрд. рублей. Однако в связи с удорожанием стоимости жилья, ежегодно на эти средства, предоставляемые из федерального бюджета, удается приобрести все меньше и меньше жилых помещений.
По состоянию на 04.07.2024 г. в Тверской области в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояли 1600 лиц указанной категории в возрасте от 18 лет и старше. Т.е. в соответствии с федеральным законом эти 1600 сирот должны уже быть обеспечены жильем. Между тем, в 2024 году планируется приобрести квартиры для 109 сирот. Т.е. для погашения имеющейся задолженности по предоставлению жилья сиротам Тверской области потребуется 15 лет. Но, при этом, ежегодно право на обеспечение жильем будет возникать у новых и новых сирот, которые достигнут совершеннолетия. Кроме того, в Тверской области не исполнены 385 судебных решений об обязании предоставить жилые помещения сиротам. Т.е. при нынешнем темпе обеспечения жильем сирот, Тверской области только для исполнения судебных решений об обязании предоставить жилые помещения лицам указанной категории, потребуется более 3,5 лет.
Аналогичная ситуации сложилась во многих субъектах РФ.
Во-вторых, практически ежедневно пресс-службы правоохранительных органов сообщают о выявленных фактах злоупотреблений с бюджетными средствами, предназначенными для обеспечения жильем детей-сирот, и о приобретении или строительстве для сирот жилья ненадлежащего качества.
То есть, даже те бюджетные средства, которые субъекты РФ и федеральный бюджет выделяют на цели обеспечения жильем детей-сирот, расходуются неэффективно или просто разворовываются.
В-третьих, в большинстве регионов, которые имеют задолженность по обеспечению жильем детей-сирот, отсутствуют механизмы компенсации сиротам аренды жилья до момента обеспечения их жилыми помещениями или предоставления временного жилья, например, в маневренном фонде. При этом, проект федерального закона, подготовленного депутатами Госдумы от фракции «Справедливая Россия», предусматривающего обязанность субъектов РФ компенсировать сиротам аренду жилья до момента обеспечения их жильем как лиц из числа детей-сирот, был заблокирован Правительством РФ.
Четвертое. Компенсации, присуждаемые сиротам судами субъектов РФ за длительное неисполнение судебных решений об обязании предоставить жилое помещение, с очевидностью носят издевательски маленький размер.
Пятое. Прошедшие шесть месяцев текущего года показали, что введенная в 2023 году дополнительная гарантия детям-сиротам в виде денежной выплаты на приобретение жилья (сертификат), с которой Минпрос России и депутаты Госдумы связывали надежду на резкое сокращение задолженности по обеспечению жильем сирот, не приведет к ожидаемому результату без существенного увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Как и предупреждали эксперты НКО, упование чиновников и депутатов на сертификаты, как «волшебное средство» по решению проблемы обеспечения жильем сирот, ни на чем не основано.
В 2020 году при внесении поправок в Конституцию РФ, государство приняло беспрецедентный шаг. В Конституции РФ было закреплено, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4 статьи 67.1).
Фактически в качестве единственной из социально-незащищенных категорий граждан, в Основной закон страны были введены дети, оставшиеся без попечения родителей.
Более того, государство гарантировало, что берет на себя обязанности родителей в отношении таких детей.
Вместе с тем, прошедшие 4 года с очевидностью показали, что реального содержания указанная конституционная новация не имеет. Государство не спешит исполнять принятые на себя обязанности в отношении детей, оставшихся без попечения. Никаких явных изменений в сфере обеспечения жильем указанных лиц, обеспечения им достойного уровня жизни во время обучения в колледжах и ВУЗах, зачисления на полное государственное обеспечение сирот, обучающихся на коммерческой основе, освобождения сирот от оплаты за ЖКУ в отношении жилья в котором они проживали до устройства в детский дом или под опеку (попечительство) и т.д., не произошло.
А в сфере предоставления сиротам жилья, главной целью чиновников всех уровней сейчас является сокращение (всеми правдами, а чаще всего неправдами) списка сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но не реальная реализация этими лицами государственной гарантии на жилое помещение.
А.Головань, руководитель Благотворительного центра
«Соучастие в судьбе»