ВКОНТАКТЕ Facebook YouTube

Еще раз о месте жительства подопечных

В Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поступает большое количество обращений от опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с вопросами об отказе в предоставлении подопечным различных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с отсутствием, по мнению уполномоченных органов и должностных лиц, у таких подопечных места жительства в соответствующем регионе.

Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом, по мнению вышеназванных должностных лиц, место жительства подопечных должно определяться исключительно регистрацией по месту жительства (в быту ее называют — «постоянной регистрацией»), а учитывая, что подопечный в соответствующем городе или субъекте Российской Федерации имеет регистрацию по месту пребывания (в быту – «временную регистрацию»), то, по их мнению, он не имеет места жительства в этом городе или субъекте Российской Федерации.

Часто отказы в предоставлении тех или иных социальных гарантий подопечным из-за того, что соответствующий регион не является их местом жительства, мотивируется ссылками на определение понятия «место жительства», указанное в статье 2 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Органы опеки и попечительства Московской области любят указывать, что Московская область не является местом жительства подопечных, принятых на воспитание в семью из других регионов, так как «устройство несовершеннолетних детей-сирот под опеку (попечительство) изначально носит временный характер. При прекращении опеки (попечительства) отношения между опекунами (попечителями) и подопечными прекращаются, в том числе подопечный утрачивает право и основание совместного проживания с опекуном».

Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?

1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.

При этом подопечный может быть зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а иметь место жительства в другом субъекте Российской Федерации.

То есть, «регистрация по месту жительства» и «место жительства» — понятия не тождественные.

2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

При этом «место преимущественного проживания» к подопечным не относится и не понимается как длительность, продолжительность проживания.

Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства. Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.

Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.

3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.

4. Отказывая в предоставлении социальных гарантий подопечным, ссылаясь на их регистрацию по месту жительства в другом регионе и на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», уполномоченные органы и должностные лица осуществляют подмену понятия «место жительства гражданина», определенного в статье 20 ГК РФ, которое подлежит применению в сфере гражданских, семейных и жилищных правоотношений, на понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1.

Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В статье 2 указанного Закона особо оговорено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в статье 20 ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних подопечных еще и п. 1 ст. 34 ГК РФ, п.2 ст. 36 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также без обязательного учета в правоприменительной практике правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.

Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.

По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.

Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.

Также не имеет правового значения в этом случае то, что бывший подопечный зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, а в городе (субъекте Российской Федерации), где он находился под опекой и попечительством у него оформлена регистрация по месту пребывания.

Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.

6. Вышеприведенные доводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (Определение № 5-КГ16-84), а также в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2018 г. № 5-КГ17-213, от 21 мая 2018 г. № 5-КГ17-257, от 04 июня 2018 г. № 5-КГ18-71, от 5 июня 2018 г. № 5-КГ18-39, от 26 июня 2018 г. № 5-КГ18-145, от 02 июля 2018 г. № 5-КГ18-107, от 6 августа 2018 г. № 5-КГ18-138, от 21 августа 2018 г. № 5-КГ18-170, от 27 августа 2018 г. № 5-КГ18-174, от 28 августа 2018 г. № 5-КГ18-168, от 17 сентября 2018 г. № 5-КГ18-176, от 18 сентября 2018 г. № 5-КГ18-196.

7. Ошибочное толкование специалистами органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения и т.д., места жительства подопечных детей, объясняется не только в непонимании сути юридического института «места жительства» гражданина и особенности определения места жительства подопечных.

Главная причина, конечно, в другом. Должностные лица названных органов ошибочно интерпретируют понятие «места жительства» подопечных по прямому указанию своего руководства в целях экономии бюджетных средств и нежелания осуществлять затраты на предоставление соответствующих государственных гарантий подопечным за счет муниципального или регионального бюджета.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что сотрудники органов опеки и попечительства постоянно вводят в заблуждение законных представителей подопечных о том, что из-за отсутствия у подопечных регистрации по месту жительства опекуна (попечителя) они не имеют право на обеспечение жильем по месту жительства попечителя, не имеют право на различные выплаты и льготы в субъекте Российской Федерации, где подопечный проживает с законным представителем.

Сложившаяся ситуация приводит к массовым и грубым нарушения прав подопечных по вине сотрудников органов опеки и попечительства, действующих вопреки своим профессиональным обязанностям, вопреки требованиям государственной и муниципальной службы.

8. Нужно ли и можно ли опекунам и попечителям регистрировать подопечных по месту жительства в жилых помещениях, где они (опекуны, попечители) зарегистрированы по месту жительства?

Исходя из вышеизложенных доводов определения места жительства подопечных, регистрация подопечных по месту жительства по адресу места жительства законных представителей, особого правового значения не имеет.

Однако, исходя из сложившихся условий определения специалистами органов опеки места жительства подопечных детей по адресу их регистрации по месту жительства, зарегистрировав подопечного ребенка по месту жительства в своем жилом помещении, опекун (попечитель) упрощает себе и своему подопечному возможность получать социальные гарантии, выплаты и льготы, установленные в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом, следует иметь ввиду три обстоятельства.

Во-первых, согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечных по месту жительства («постоянная регистрация») по адресу регистрации опекуна (попечителя) не требуется.

Не требуется согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечных по месту жительства («постоянная регистрация») и в жилое помещение, собственником которого является опекун (попечитель) и в котором он фактически проживает с подопечным, в случае если сам опекун (попечитель) в этом жилом помещении по месту жительства не зарегистрирован.

Согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечного по адресу места жительства опекуна (попечителя) не предусмотрено ни Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, ни Административный регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № 984 (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 г. № 50635).

Во-вторых, если подопечный зарегистрирован по месту жительства в ранее занимаемом жилом помещении, собственником или сособственником которого он не является, либо в жилом помещении, где он является собственником или сособственником, то регистрация такого подопечного по месту жительства в жилом помещении его законного представителя (опекуна или попечителя), вследствие чего подопечный будет снят с регистрационного учета в жилом помещении по прежнему месту жительства, не приведет к нарушению жилищных прав подопечного.

Если же подопечный зарегистрирован по месту жительства в ранее занимаемом жилом помещении, занимаемом на условиях социального найма и которое находится в государственной или муниципальной собственности, то снятие подопечного с регистрационного учета по прежнему месту жительства в таком жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом помещении опекуна (попечителя), может привести к тому, что подопечный утратит право пользования в ранее занимаемом жилом помещении, что, скорее всего, будет оцениваться как нарушение жилищных прав подопечного.

В-третьих, регистрация подопечного по месту жительства опекуна (попечителя) в жилом помещении, находящимся в собственности законного представителя, не приведет к возникновению у подопечного бессрочного права пользования жилым помещением опекуна (попечителя) и не станет по этой причине основанием в отказе подопечному в предоставлении жилого помещения в льготном порядке по категории «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при наличии условий, установленных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно, что он:

- не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, или

- является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, в случае, если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

А.И.Головань, Исполнительный директор Благотворительного центра «Соучастие в судьбе»

«Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов».



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2021 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика