ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

День мнимой защиты детей

Сегодня — День защиты детей. Пять лет назад в этот день указом президента В.Путина была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

А десять лет назад, в 2007-ом, в Москве полным ходом шла реализация объявленного Мэром Москвы Ю.Лужковым Года ребенка. В тот год правительство города объявило, что Москва, первым из российских городов, присоединяется к глобальной инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям» и берет на себя вытекающие из этого обязательства — последовательно из года в год повышать защищенность и уровень благосостояния подрастающего поколения.

На днях президент подписал указ об объявлении в России «Десятилетия детства». Громко, но не конкретно и безо всякого смысла. Очень похоже на очередную имитацию и подмену. Желание уйти от решения актуальных проблем в сфере детства. Ведомства представят план удобных и понятных им мероприятий, которые они и так должны исполнять в рамках своих полномочий, а впоследствии благополучно о них отчитаются.

Десять лет слишком большой срок. Это больше половины жизни ребенка. Те, кому сейчас десять лет, вырастут, а «Десятилетие детства» еще не закончится. Забудется, с чего начинали.

Думаю — сначала стоило обсудить, что не сделано из предусмотренного Национальной стратегией действий и, главное, — почему не сделано. И предложить Национальную стратегию на новый более короткий срок, как это диктует динамика жизни, новые вызовы и угрозы детству. Кроме того, Россия как страна — участник Конвенции о правах ребенка, обязана иметь Национальную стратегию действий в интересах детей, которую периодически следует актуализировать на новый срок.

В защите нуждаются все дети, но есть категории, которые требуют особого внимания.

Одним из приоритетов государства в последние годы является помощь детям-сиротам. Проталкивая «Закон Димы Яковлева» депутаты и другие государственные деятели убеждали общественность, что наша страна способна сама позаботиться о детях-сиротах — обогреть, выучить, вывести в жизнь.

В последние годы значительно сократилось как число самих детей-сирот, так и тех из них, кто находится в учреждениях. Сейчас в детдомах находится 55,6 тыс. детей, на семейных формах воспитания – более 370 тыс. сирот.

Вместе с тем, по официальным данным в целом по стране не обеспечены жильем более 150 тысяч детей-сирот. В 2016 году в подразделениях Федеральной службы судебных приставов находилось около 30 тысяч исполнительных производств об обязании государственных органов и муниципалитетов предоставить жилье детям-сиротам. Срок ожидания жилья во многих регионах превышает 5-7 лет. В ряде регионов жилье сиротам предоставляется исключительно по решению суда.

Только в 2016 году президент В.Путин дважды давал поручения по вопросам обеспечения жильем сирот.

Официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ в феврале 2016 года назвал ситуацию с предоставлением жилья детям-сиротам катастрофической, уточнив, что органами прокуратуры за последние два года выявлено 80 тысяч нарушений прав сирот в этой сфере: либо они не получили жилье, либо получили в ненадлежащем качестве.

Почти еженедельно поступает информация о махинациях чиновников с жильем сирот, о предоставлении новых, но не пригодных для проживания квартир.

Никто не задумывался — где и как живут выпускники детдомов, пока годами ожидают предоставления льготного жилья?

Речь идет о важнейшей социальной категории, об одной из базовых государственных гарантий, направленных на успешную социализацию сирот.

Трудно представить, но это факт — тысячи российских сирот вынуждены судиться с государством (которое для них вместо отца и матери) за то, чтобы добиться гарантированного им этим же государством жилья.

Чиновники на местах в целях экономии бюджетных средств придумывают уловки, чтобы отказать сиротам в предоставлении положенного им жилья. Как правило, это именно те чиновники, которые в силу возложенных на них обязанностей должны делать все, чтобы от имени государства защищать права и интересы сирот. Но они поступают иначе — нарушая закон, защищают бюджет от сирот. Фактически отнимают у сирот то, что законом им гарантировало государство. При этом, чиновники не несут за это абсолютно никакой ответственности, даже если решениями судов установлено, что их отказы в предоставлении жилья сиротам являются незаконными.

Московские власти, которые когда-то по праву гордились тем, что вовремя предоставляют жильем всем сиротам, которые по закону имеют на это право, в последние годы грубо и массово нарушают жилищные права детей-сирот. Только за первые 4 месяца этого года в суды предъявлено более 60 исков об оспаривании решений, касающихся отказов в предоставлении жилья сиротам. Половина исков предъявлена прокурорами, половина — самими сиротами.

Еще несколько лет назад подобная ситуация в Москве была просто немыслима.

Очевидно, что образование для любого молодого человека, а для сирот тем более — важнейший социальный лифт. Федеральный закон «Об образовании в РФ», принятый в декабре 2012 года в один день с законом «Димы Яковлева», лишил сирот льготы при поступлении в ВУЗы. Той льготы, которая была установлена еще в 1987 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Неимоверными усилиями эту льготу удалось вернуть, но она действует временно — до 2018 года. Нет никакой гарантии, что уже в следующем году сироты будут иметь преференции при поступлении в ВУЗ. Для подавляющего большинства из этих ребят высшее образование станет фактически недоступным.

Но и это не все. Не многие выпускники детдомов и подопечные поступают в ВУЗы, большая часть из них идет учиться в средние профессиональные учебные учреждения. Но с 1 сентября 2013 года никаких льгот при поступлении в колледжи у сирот нет. В ситуации постоянного сокращения бюджетных мест на наиболее востребованные специальности в организациях профессионального образования, сейчас зачисление на эти места происходит по итогам конкурса аттестатов. Как следствие — для многих сирот и детей-инвалидов обучение в колледжах по перспективным направлениям стало недоступно. Они вынуждены либо идти на непрестижные специальности, по которым затем вряд ли станут работать, или поступают на платные места по востребованным профессиям, если их обучение кто-то может оплатить, например, попечитель.

Еще одно веяние последних полутора-двух лет — хищническое стремление управляющих компаний взыскать с выпускников детских домов долги по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилье, где они ранее проживали. Эти долги начисляются незаконно или возникают по вине нерадивых родственников сирот, хронически не оплачивающих коммуналку.

По выходу из детского дома выпускники получают выходное пособие, кроме того, на их счетах могут быть средства, полученные в качестве алиментов, пенсий по потере кормильца или по инвалидности. Как раз на эти деньги алчно претендуют управляющие компании, предъявляя иски в суд о взыскании задолженности по ЖКУ, как только сирота достигнет возраста 18-ти лет.

Так, несколько дней назад в одном из подмосковных судов удалось добиться отказа в иске управляющей компании по взысканию нескольких десятков тысяч задолженности за ЖКУ с пяти сирот (братьев-сестер), отец которых убил на глазах детей мать и сейчас находится в местах лишения свободы. Помогло вмешательство юристов нашей организации. Выяснилось, что начисления ЖКУ были незаконны, а управляющая компания вообще не имела никакого права подавать этот иск.

Базовыми принципами Конвенции о правах ребенка являются — наилучшее обеспечение интересов ребенка во всех действиях, кем бы они ни предпринимались (включая государственные и муниципальные органы, суды, частные организации), недопустимость дискриминации детей по любому признаку, а в отношении сирот — предоставление для них государством особой защиты и помощи.

Между тем в последние два года московские власти последовательно проводят политику разделения сирот на «своих» и «чужих». Под «своими» понимают тех, кто зарегистрирован в Москве по месту жительства (постоянно), а под «чужими» — тех, кто зарегистрирован в Москве по месту пребывания (временно).

Десятки опекунов и попечителей из числа жителей города Москвы, взявшие на воспитание сирот из других регионов, столкнулись с тем, что им отказывают в заключении договора о приемной семье, выплате ежемесячного пособия по уходу за подопечным ребенком-инвалидом, в оформлении социальных карт для бесплатного проезда подопечных на общественном транспорте, назначении ежемесячных средств на содержание подопечных, предоставлении путевок для оздоровительного отдыха и реабилитационных мероприятий для подопечных из числа инвалидов.

«Не московские сироты» стали в Москве сиротами «второго сорта», без прав и поддержки государства. Вопреки положениям федерального законодательства, устанавливающего, что регистрация или отсутствие таковой не является основанием ограничения или условием реализации прав граждан, а место жительства подопечного определяется местом жительства его законного представителя (опекуна и попечителя) и связано с тем органом опеки и попечительства, где подопечный состоит на учете, вопреки многочисленным разъяснениям Конституционного и Верховного судов по этому вопросу, сотрудники органов соцзащиты Москвы, маниакально утверждают, что если у сироты нет регистрации в Москве по месту жительства, то он в Москве не живет, а находится временно (вроде как в гости приехал).

Доходит до абсурда. У многих подопечных сирот, которых взяли под опеку в Москву, нет постоянной регистрации вообще ни в каком населенном пункте. Следуя логике департамента соцзащиты Москвы эти дети вообще не живут в Российской Федерации или как маленькие пилигримы изо дня в день скитаются по стране? Но при этом они состоят на учете в органах опеки Москвы, которые систематически проверяет условия их жизни и контролируют деятельность опекунов, наблюдаются в московских поликлиниках, ходят в московские школы.

Сотрудники органов соцзащиты считают, что эти подопечные находятся в Москве временно. При этом у многих из этих сирот временная регистрация оформлена до 2028 года или 2031 года. Ничего себе временно! Мне трудно представить, что будет к этому времени со многими из чиновников, которые проводят незаконную политику дискриминации в отношении «не московских» сирот. Вспомнит ли о них кто-нибудь и какими словами.

Цель всего этого — экономия средств бюджета Москвы.

С точки зрения чиновников: сироты — угроза для бюджета.

Уму непостижимо — на плитку, бордюры, бессмысленные и ненужные инсталляции, канадские клены, которые в большинстве своем так и не зазеленели, у города деньги есть. Даже на реновацию деньжата нашлись. Только на детей, на сирот — денег у столицы нет. Дети для города не являются приоритетом.

После кризиса 1998 года деньги на детей у Москвы были и после кризиса 2008 года тоже были. Куда же они сейчас делись?

Это ситуация не только незаконна, но и недостойна нашего города.

Невозможно понять, почему государство, призвав людей брать сирот из детских домов, вынуждает их тратить время и силы не на воспитание и развитие подопечных, а на хождение по инстанциям и выбивание в судах того, что этим людям и детям, которых они взяли, положено по закону.

Причем делают это те чиновники, которые сами не взяли из детского дома ни одного ребенка, даже на гостевой режим не взяли.

За последнее время услышал десятки немыслимых историй о том через какие унижения, оскорбления, подозрения прошли те, кто взял на себя огромную ответственность, приняв на воспитание в семью сирот.

Поразительно, как легко и быстро город отказался быть доброжелательным к детям, как многие чиновники забыли и предали забвению то, что нарабатывалось годами.

Стал ли наш город комфортнее, доброжелательнее для детей, чувствуют ли они себя здесь защищенными? Для меня ответ очевиден.

Если вы сомневаетесь — посмотрите ролик с задержанием сотрудниками полиции на Арбатской площади десятилетнего мальчика Оскара, читавшего Шекспира. Это произошло в центре столицы, под запись, при огромном числе прохожих. Можно только предполагать, какие несправедливости в отношении детей творятся вдали от посторонних глаз, за закрытыми дверями.

Чарльз Диккенс сказал: «В тех крохотных мирах, в которых живут дети… ничего не ощущается так тонко и не чувствуется так остро, как несправедливость».

01 июня 2017 г.

А.Головань, Исполнительный директор РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2024 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика