
С. родилась в 1981 году, осталась без родительского попечения в 1996 году.
При устройстве С. под опеку за ней не было закреплено жилое помещение, однако на жилищный учет она поставлена не была.
В 2006 году С. вступила в брак, и в браке ее супругом была приобретена квартира в собственность.
В 2020 году С. обратилась в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — Список), в чем ей было отказано в связи с достижением возраста 23 лет и в связи с наличием у ее супруга жилого помещения на праве собственности, приобретенного в браке.
При этом, как указало Министерство труда и социального развития Краснодарского края, обстоятельства, препятствующие проживанию С. в указанном жилом помещении, уполномоченным органом местного самоуправления не устанавливались.
С. обратилась в суд с иском об обязании включить ее в Список.
Удовлетворяя иск, суды указали, что правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что, несмотря на то обстоятельство, что С. обратилась с заявлением о включении в список по достижении ею 23-летнего возраста, она подлежала включению в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку имелось бездействие органов опеки и попечительства по своевременной постановке на учет в список лиц, имеющих льготы при предоставлении жилых помещений.
Наличие у супруга С. жилого помещения на праве собственности не означает отсутствие у С. нуждаемости в жилом помещении, поскольку площадь, приходящаяся на каждого члена семьи (С., ее супруг и четверо детей) меньше учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что С. подлежит включению в Список.
См. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 по делу N 88а-24944/2023, 2а-1944/2021