27 декабря 2013 года К. как сироте было предоставлено жилое помещение.
Между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района и К. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого истцу К., относящемуся к названной категории граждан, во временное пользование предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
29 декабря 2018 года с К. на указанное жилое помещение был заключен аналогичный договор найма на новый пятилетний срок. В процессе эксплуатации в данном жилом помещении обнаружены недостатки.
Актом службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01 сентября 2022 года № 43 было установлено, что техническое состояние жилого помещения, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Заключением межведомственной комиссии от 04 октября 2022 года № 9 вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 июня 2023 года, удовлетворены исковые требования К. к Администрации Ханты-Мансийского района. Суд возложил на Администрацию Ханты-Мансийского района обязанность предоставить К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен ранее предоставленного жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования К., руководствовался статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации и указал следующее.
Жилое помещение, переданное в собственность муниципального образования Ханты-Мансийский район, было предоставлено истцу во исполнение обязательств государства перед лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответственно, администрация Ханты-Мансийского района как собственник вышеназванного жилого помещения, ненадлежащим образом исполнявшая свои обязанности собственника, обязана восстановить нарушенные права истца путем предоставления взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, другого пригодного благоустроенного жилого помещения на тех же условиях.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
На указанные судебные акты ответчиком — Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района — была подана кассационная жалоба. Ответчик в своей жалобе ссылался на то, что обязательства перед К. исполнены надлежащим образом, жилое помещение предоставлено истцу в надлежащем состоянии.
Суд кассационной инстанции не согласился с доводами кассационной жалобы и указал следующее.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Положениями Типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года № 548, предусмотрена обязанность наймодателя принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение (п. 15), а также установлено, что в случае прекращения настоящего договора в связи с утратой (разрушением) жилого помещения нанимателю предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах населенного пункта (п. 18).
Таким образом, собственник ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по сохранению объекта недвижимости, впоследствии жилое помещение признано непригодным для проживания, и суды в полном соответствии с приведенными положениями, а также условиями заключенного договора найма от 29 декабря 2018 г. (п. 18), возложили обязанность по обеспечению истца иным жилым помещением на орган местного самоуправления.
См. кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 г. №88-7108/2024.