
История вопроса
Регина Темиржанова, оставшаяся без попечения родителей, с 2014 года состояла в списке граждан, подлежащих обеспечению жильем на территории Алтайского края. В 2021 году она вышла замуж и родила ребенка. Не получив положенного ей жилья, через год она приобрела квартиру в Томске площадью 33,5 кв. м за счет средств ипотечного кредита, материнского капитала и собственных накоплений. После этого министерство строительства и ЖКХ Алтайского края исключило заявительницу из данного списка, а ранее выданный ей сертификат на приобретение жилья был аннулирован.
Р. Темиржанова безрезультатно пыталась обжаловать это решение в судах, после чего обратилась в Конституционный Суд. Она полагает, что оспариваемые нормы не соответствуют Конституции, так как приводят к исключению таких как она из списка на получение жилья в случае приобретения ими жилого помещения за счет средств ипотечного кредита и материнского капитала.
Позиция Конституционного Суда РФ (КС РФ)
Конституционный Суд рассматривал жалобу Темиржановой Р. на предмет законности исключения из Списка лиц, взявших жилье в ипотеку, и признания недействительным уже выданного им сертификата на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд указал следующее:
— Российская Федерация провозглашена социальным государством (статьи 7 и 40 Конституции);
— государство приняло на себя обязанности родителей в отношении детей-сирот (статья 67.1. часть 4 Конституции);
— уполномоченные органы должны принимать свои решения на основе принципа поддержания доверия к закону и действиям государства (статья 75.1 Конституции);
— Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот, в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма, когда лицо не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, либо имеются обстоятельства невозможности проживания в имеющемся жилом помещении (где лицо из числа детей-сирот является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма);
— статья 8.1. Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает также предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в собственность или для полного погашения ипотеки.
КС РФ указал, что приобретая жилье в ипотеку, лицо несет риск того, что утратит это жилое помещение, поскольку не сможет выплатить ипотеку в указанный срок. Поскольку жилье находится в залоге у банка — на него будет обращено взыскание в случае полной или частичной неуплаты кредита в предусмотренные в договоре сроки.
Более того, приобретение лицами из числа детей-сирот жилья в ипотеку происходит по объективным причинам — поскольку государство задерживает исполнение своих обязательств по предоставлению им жилья по договору специализированного найма.
Исходя из указанного — жилье, взятое в ипотеку (в случае когда ипотека еще не выплачена), не должно учитываться как обеспеченность лица из числа детей-сирот жилым помещением. Такое лицо не перестает считаться нуждающимся в предоставлении благоустроенного жилья по категории детей-сирот и не лишается права на бесплатное предоставление жилья за счет бюджетных средств.
Наличие жилья, взятого в ипотеку (в случае, когда ипотека еще не выплачена) соответственно не освобождает государство от обязанности обеспечить таких лиц благоустроенным жилым помещением, в том числе путем предоставления сертификата на полное погашение ипотеки (то есть сертификат не может быть признан недействительным, когда на момент приобретения жилья в ипотеку сертификат уже выдан).
Использование средств материнского капитала при приобретении жилья в ипотеку также не лишает лиц из числа детей-сирот права на предоставление им указанных мер социальной поддержки.
Конституционно-правовой смысл правовых норм, оспариваемых заявительницей, выявленных в настоящем постановлении Конституционного Суда РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2025 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 3.1, подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», части 4 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений статей 327.1 и 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Р.С. Темиржановой» размещено на нашем сайте в разделе Судебная практика — Решения высших судов — Акты Конституционного Суда РФ.