
Размышления о сиротстве от психолога БФ «Простые вещи» Полины Парфёновой
Кто такие дети-сироты?
Когда мы слышим слово «сирота», в воображении часто возникает образ ребёнка, потерявшего родителей из-за их смерти. Однако реальность гораздо сложнее. Большинство детей в детских домах — социальные сироты. Они лишены родительской заботы не из-за трагических обстоятельств, а из-за алкоголизма, наркомании, бедности или неспособности родителей их воспитывать.
Главная проблема таких детей — не физическое отсутствие родителей, а отсутствие значимого взрослого, который бы их любил, поддерживал и направлял.
Как помочь? Семья или система?
Сейчас активно продвигается идея семейного устройства: существуют базы данных детей-сирот, развиваются альтернативные формы опеки — детские деревни, тренировочные квартиры, наставничество. Но детские дома по-прежнему остаются реальностью, и глобально проблему сиротства не решить, пока не устранены её корни.
Вопрос в том, что важнее: устроить детей в семьи или бороться с причинами, из-за которых они туда попадают?
Трудности помощи: жалость vs. любовь
Многие благотворительные кампании эксплуатируют образ «несчастных, обездоленных» детей, вызывая у людей жалость. Но жалость — не помощь.
Эти дети:
— Травмированы (опыт отвержения, предательства, насилия).
— Манипулятивны (могут говорить: «Мне все должны», «Я получу алименты и заживу хорошо»).
— Не доверяют («Все обманывали — и ты обманешь»).
— Перекормлены развлечениями (ожидают подарков, аквапарков, но не искреннего общения).
Им нужен не подарок на праздник, а близкий человек, который примет их со всеми сложностями: агрессией, ложью, недоверием.
Почему волонтёрам трудно?
— Дети в детских домах живут своими правилами, новый человек для них — чужак.
— Они не ждут, что волонтёр вернётся («Все уходят»).
— Они не умеют доверять (слишком много раз их предавали).
Помощь должна быть регулярной и осмысленной, а не разовыми «подарками для настроения».
Современный детский дом: плюсы и минусы
Что изменилось к лучшему?
— Дети живут малыми группами (по 2-3 человека).
— Могут самостоятельно перемещаться по городу.
— Учатся в обычных школах, а не в интернатах.
— Получают карманные деньги, учатся планировать бюджет.
Но проблемы остаются:
— Сегрегация — жизнь в изоляции от реального мира.
— Отсутствие выбора (всё решают за них: когда есть, спать, учиться).
— Непонимание социальных норм («Нам просто вдалбливали правила»).
Что делать?
1. Давать реальный жизненный опыт — учить платить за ЖКХ, готовить, искать работу.
2. Показывать пример — знакомить с людьми, которые увлечены своей профессией.
3. Развивать мотивацию (например, через проект «От мотивации к трудоустройству. Подготовка воспитанников центров содействия семейного воспитания г. Москвы к трудоустройству.» — преподаватели+ наставничество, при поддержке Грантов Мэра Москвы).
4. Принимать их выбор — даже если это угрюмое: *«Я посижу, но ничего делать не буду»*.
Вывод
Детям-сиротам нужны не жалость и подарки, а любовь, терпение и реальная поддержка. Им важно научиться жить вне системы, а для этого нужны люди, которые не сдадутся при первой же манипуляции или агрессии. Помощь — это не разовое действие, а долгий путь. И если мы хотим что-то изменить, начинать надо с себя.
Источник информации: «Вести Подмосковья» https://vmo24.ru/