
Что произошло?
27 декабря 2023 года Московская городская дума приняла, а мэр Москвы немедленно подписал Закон города Москвы № 40, которым внесены изменения в Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».
Закон г. Москвы № 40 вступили в силу 8 января 2024 года.
Как известно жилые помещения предоставляются двум категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) тем, кто не имеет жилья на праве собственности или условиях социального найма,
2) тем, у кого есть жилье на праве собственности или условиях социального найма, однако, имеются обстоятельства невозможности их проживания в этих жилых помещениях.
Обстоятельства невозможности проживания сирот в жилых помещениях, на которые они имеют право собственности или право социального найма, установлены в части 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».
В дополнение к федеральным обстоятельствам невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, субъекты РФ, своим законами могут устанавливать дополнительные обстоятельства невозможности проживания или обстоятельства, улучшающие федеральные. Такое дополнительное правовое регулирование направлено на усиление гарантий детям-сиротам по их социальной защите.
Основные изменения, которые установил Закон г. Москвы № 40, касаются существенного сокращения оснований признания детей-сирот нуждающимися в жилых помещениях.
1. Так, до 8 января 2024 года невозможность проживания сирот в ранее занимаемых на условиях социального найма или на праве собственности жилых помещениях, устанавливалась, если на каждое лицо, проживающее в жилом помещении (имеющее самостоятельное право пользования жилым помещением) общей площади приходилось менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м).
Следствием установления факта невозможности проживания сироты в ранее занимаемом жилом помещении, являлось признание его нуждающимся в жилом помещении и включение Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы в соответствующий список сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, по достижению возраста 18 лет.
Законом г. Москвы № 40 установлено, что с 8 января 2024 года для установления невозможности проживания сироты в ранее занимаемом жилом помещении требуется, чтобы на каждое лицо, проживающее в жилом помещении (имеющее самостоятельное право пользования жилым помещением) должно приходится общей площади менее учетной нормы площади в городе Москве (10 кв.м общей площади для отдельных квартир, 15 кв.м приведенной площади для коммуналок).
То есть в 1,8 раза меньше, чем по ранее действующему закону.
2. С 8 января 2024 года признано утратившим силу обстоятельство невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении в случае, проживания в нем лиц, не являющихся членами семьи сироты (то есть тех лиц, с которыми сирота не проживает и не ведет общее хозяйство).
3. До 8 января 2024 года (согласно Закону г. Москвы от 30.11.2005 года № 61) проживание детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении было невозможно, если в жилище проживают его родители, лишенные родительских прав. Без каких-либо дополнительных условий.
Теперь для установления факта невозможности проживания сирот в квартирах с родителями, лишенными родительских прав, сиротам и их законным представителям необходимо предоставить решение суда об отказе в принудительном обмене такого жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ.
То есть на сирот и их законные представителей возложена весьма обременительная обязанность предоставления вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене квартиры.
Важно знать, что вышеназванные, существенно сокращенные обстоятельства невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях были введены еще постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года № 797, а затем в неизменном виде они перешли в Закон г. Москвы от 30.11.2005 года № 61.
То есть эти основания признания сирот нуждающимися в предоставлении жилья действовали в городе Москве 24 года!
Эти обстоятельства невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях полностью соответствовали требованиям пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и являлись дополнительными обстоятельствами невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещения, к тем обстоятельствам, которые установлены федеральным законом.
Законопроект, существенно ограничивающий основания признания детей-сирот нуждающимися в жилых помещениях, был внесен в Мосгордуму депутатом от «Единой России» Щитовым Кириллом Владимировичем, который сейчас трудоустроен заместителем префекта Северного административного округа Москвы.
Конечно, реально законопроект был разработан не Щитовым, а в департаментах Правительства Москвы. Щитов был тем, кто внес его в Мосгордуму.
Мэр и Правительство Москвы постеснялись открыто выступать в качестве инициаторов такого одиозно-мерзкого законопроекта.
Законопроект был принят Мосгордумой сразу в трех чтениях, без обсуждения с экспертным и научным сообществом.
Закон г. Москвы № 40 существенно сократил жилищные гарантии для столичных сирот. Гарантии, которые действовали для сирот Москвы 24 года.
Тогда, в 1999 году, столичные власти не декларировали, а реально стремились защитить жилищные права сирот, исходя из того, что жилище для любого человека, а для сирот в особенности, является важнейшей социальной категорией, необходимым условием достойного уровня жизни.
К чему привело принятие Закона г. Москвы № 40?
После 8 января 2024 года десятки московских сирот, прежде всего тех, кто достиг возраста 18 лет, которые ранее были включены в список на обеспечение жильем и в план предоставления квартир в 2024 году, стали получать извещения от ГБУ г. Москвы Центр «Содействие» и Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, о том, что принятые ранее по их жилищным вопросам решения отменены, им отказано в предоставлении жилых помещений и они исключены из Списка города Москвы.
Мало того, что Закон г. Москвы № 40 принят вопреки неоднократно выраженной позиции Конституционного Суда РФ о недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм и принятия законов, которыми произвольно сокращаются социальные гарантии граждан, и что такие законодательные изменения должны быть экономически и социально обусловлены и преследовать конституционно-значимые цели (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
Московские власти посчитали возможным и оправданным принятие закона, который существенно ударил по одной из самых социально-незащищенной категории москвичей.
Столичные чиновники пошли дальше — закону, которых ухудшил положение сирот, они придали обратную силу.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, Департамент труда и социальной защиты населения Москвы, Департамент городского имущества Москвы с завидным энтузиазмом стали пересматривать десятки ранее принятых решений, которыми за сиротами было признано право на обеспечение жилым помещением по достижению ими 18 лет.
Придание закону, который ухудшил положение сирот, обратной силы – очевидное нарушение федерального законодательства и общеправового принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
М. отобрана у одинокой матери в возрасте 3-х месяцев, затем мать лишена родительских прав, еще некоторое время спустя — умерла. М. находилась в доме ребенка, впоследствии устроена под опеку, до настоящего времени проживает в квартире бывшего опекуна (попечителя).
М. зарегистрирована в 1-комнатной квартире 32,0 кв.м с дядей (братом матери). Дядя с М. никогда никаких контактов не поддерживал, ее судьбой не интересовался, участия в ее жизни не принимал.
Ранее был установлен факт невозможности проживания М. в квартире с дядей, М. была включена в список сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, и в план обеспечения на 2024 год.
После начала действия Закона г. Москвы № 40, все ранее принятые решения по жилищному вопросу М. отменены и ей отказано в предоставлении жилого помещения.
По мнению московских чиновников М. может вселяться в 1-комнатную квартиру к постороннему для нее человеку. И это отвечает ее наилучшим интересам.
Сирота Л. зарегистрирован в небольшой 2-х комнатной квартире, право на которую имеют 6 человек.
Л. является собственником 1/400 доли площади квартиры, на которую приходится 0,1475 кв.м общей площади жилища. Представьте себе квадрат со стороной 38 сантиметров. Представили? Это как раз та площадь, право на которую имеет Л. в квартире.
В связи с принятием Закона г. Москвы № 40, сироте Л. также отказано в предоставлении жилья. Ранее принятые решения об установлении факта невозможности его проживания в названной квартире и включении его в список — отменены.
С. в возрасте 5 лет стал сиротой в связи со смертью одинокой матери. Зарегистрирован в 1-комнатной квартире 35,4 кв.м, где ему принадлежит 2/15 доли. На долю С. приходится 4,72 кв.м общей площади квартиры, что в 2 раза меньше учетной нормы площади в Москве. Эту долю нельзя рассматривать как объект жилищных прав.
Но и это еще не все. В квартире зарегистрирован и фактически проживает совершенно посторонний для Л. человек, который неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности, наблюдался в ПНД.
В связи с принятием Закона г. Москвы № 40, С. исключен из списка сирот, подлежащих обеспечению жильем, ему отказано в предоставлении жилья.
По мнению депутатов Мосгордумы, Мэра Москвы, столичных чиновников, отсутствуют обстоятельства невозможности проживания С. в квартире на 4,72 кв.м общей площади, с рецидивистом, ранее наблюдавшимся в ПНД.
Может быть, депутаты Мосгордумы и столичные чиновники сами проживают в таких же условиях?
Сирота Е., инвалид с детства должна была получить квартиру по плану 2025 года. Имеет небольшую долю в квартире, где сособственником является абсолютно посторонний для нее человек Г. — убийца ее отца.
В приговоре Перовского районного суда г. Москвы за 2017 год указано, что Г. реализуя умысел на убийство, возникший на почве длящихся личных неприязненных отношений, нанес отцу Е. множественные, не менее семи ударов руками и ногами, затем множественные не менее тридцати шести ударов двумя кухонными ножами в область расположения жизненно важных органов потерпевшего.
В связи с принятием Закона г. Москвы № 40, все ранее принятые решения по жилищному вопросу Е. отменены, ей отказано в предоставлении жилища.
По мнению московских чиновников, нет никаких препятствий для проживания сироты — инвалида Е. в квартире с убийцей отца. И это отвечает наилучшим интересам сироты-инвалида.
Это только несколько из десятков подобных чудовищных историй.
Говорят, что кому-то Бог не дает рук или ног, а кому-то — совести и души.
Ужасно то, что «эти» — без совести и души — решают судьбы сирот М., Л., С., Е. и сотен других.
С начала 2024 года в Центр «Соучастие в судьбе» стали обращаться попечители сирот, которым отказали в предоставлении жилья в связи с изменением Закона № 40, сами сироты, достигшие возраста 18 лет.
Что в этих обращениях?
Растерянность. Непонимание. Слезы.
Больше всего — боль от обмана, унижения и предательства.
А еще — возмущение произволом и цинизмом обнаглевшей московской власти, несправедливостью в отношении тех, для кого государство в соответствии с частью 4 статьи 67.1 Конституции РФ приняло на себя обязанности родителей.
Почему такое возможно?
Этот вопрос задают практически все, кто к нам обратился за юридической помощью и защитой жилищных прав сирот, пострадавших от принятия Закона г. Москвы № 40.
Полагаю, что те, кто разрабатывал, принимал, подписывал этот Закон, а сейчас активно его применяет, с чудовищным пренебрежением и цинизмом относятся к сиротам, считают их объектом своей неограниченной власти.
Это люди без чести, долга и совести.
Они уверены в своей полной бесконтрольности и безнаказанности.
Действительно, закон действует больше года, затронуты права сотен столичных сирот.
Какова реакция тех, кто в силу должностных обязанностей должен был не только возвысить голос в защиту сирот, но и принять решительные меры в связи с массовым и грубым нарушением прав социально уязвимой группы граждан?
Прокуратура Москвы — молчит. Не видит. Не слышит. Не реагирует.
Не знает о проблеме? Не верю. Знает.
Знает, но не хочет идти на конфликт с Правительством Москвы. Очень удобная позиция молчания. Комфортная и безопасная.
Более того, прокуратура Москвы без замечаний согласовала «людоедский» законопроект, лишивший сотни сирот жилья. Указала, что он направлен на совершенствование законодательства в сфере обеспечения жильем сирот и приведение законодательства Москвы в соответствие с федеральным.
Молчат федеральные уполномоченные по правам человека и ребенка.
Им не до нарушений жилищных прав сотен московских сирот. Видимо, есть более значимые проблемы. Например, всероссийская инспекция органов опеки с бесконечными обсуждениями, поездками, форумами.
Про московских уполномоченных по правам человека и ребенка — говорить вообще нет смысла. Более бессмысленных и трусливых персонажей трудно представить. Для них заступиться за сирот — значит вызвать недовольство чиновников столичного правительства. За это могут и отругать. Лучше промолчать и сделать вид, что все хорошо. Безопасно и комфортно.
Контролеров много. Но все они на стороне власти. Не на стороне сирот.
Законы подобные Закону г. Москвы № 40 имеют шанс появиться только в ситуации, когда власть, злоупотребляя правом «сильного», осознает свою абсолютную безответственность и бесконтрольность, возможность полного пренебрежения жизненно-важными потребностями тех, кого эта власть обязана защищать и поддерживать, исполнять в отношении них обязанности родителей.
Законы подобные Закону г. Москвы № 40 появляются тогда, когда власть полностью утрачивает моральные ограничения.
Чиновники, депутаты постоянно говорят о духовности, патриотизме, традиционных ценностях.
Во всех религиях считается недопустимым не дать сироте то, что ему предназначено, или, обманув сироту, отобрать то, что ему было обещано.
Отобрав у сотен сирот положенное им жилье — московские власти преподнесли этим ребятам бесподобный пример властного произвола, лжи и пренебрежения. И не только этим сиротам, но и всему их окружению — опекунам, друзьям, родственникам, наставникам. Всем нам.
Что делать?
Мой ответ — не сдаваться.
Во-первых, нужно оспаривать в судебном порядке отказы в предоставлении жилья и исключении из списков в отношении всех сирот, которые ранее были включены в список или объективно подлежали включению в список, а в связи с принятием Закона г. Москвы № 40 им отказано в предоставлении жилья и они исключены из списка.
Хорошая новость заключается в том, что Центр «Соучастие в судьбе» разработал правовую позицию и уже предъявил в суд более 30 исков, оспаривая отказы в предоставлении жилья сиротам в связи с принятием пресловутого Закона г. Москвы № 40.
Несколько исков уже рассмотрены судом первой инстанции и удовлетворены.
Мы и дальше будем предъявлять такие иски, методично, шаг за шагом восстанавливая нарушенные права московских сирот. Мы не бросим этих ребят. Мы на их стороне.
Во-вторых, следует добиваться восстановления в законодательстве Москвы тех гарантий жилищных прав сирот, которые действовали до принятия Закона г. Москвы № 40. Это большая и долгая работа. Но начинать ее нужно уже сейчас. По сути, эта работа началась уже 8 января 2024 года. И я думаю, я уверен, что мы с этим справимся. В этой работе мы открыты для сотрудничества со всеми, кто разделяет наши принципы и кому небезразлична судьба сирот.
В-третьих, нужно постоянно заявлять о том произволе и несправедливости, который допустили московская власть. О том, что эта ситуация должна быть исправлена и как можно быстрее. Говорить везде — в социальных сетях, форумах, СМИ, на конференциях, встречах и т.д. Находить, убеждать политически ответственных лиц.
С этой ситуацией нельзя мириться. И московские власти должны об этом знать.
Планируется проведение форума приемных семей Москвы. Хороший повод, чтобы заявить об этой проблеме.
А. Головань,
руководитель Центра «Соучастие в судьбе»