В Видновском городском суде Московской области на предыдущей неделе одно за другим рассмотрены два иска приемного родителя в отношении ее подопечных, 2005 года рождения.
Эти несовершеннолетние, имеющие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет имеют безусловное право на льготное обеспечение жилым помещением по месту жительства в Московской области, так как не имеют жилых помещений на праве собственности и условиях социального найма. Подопечные не имеют регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Попечитель, в строгом соответствии со своими обязанностями, согласно положениям пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, обратилась в орган опеки по месту жительства с заявлениями о включении подопечных (состоящих на учете в этом органе опеки и попечительства) в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области.
Орган опеки издал распоряжения об отказе во включении подопечных в список, мотивируя отказ не только незаконными, но и совершенно бредовыми доводами.
Опека посчитала, что сироты не подлежат включению в список, так как зарегистрированы по адресу попечителя в Московской области по месту пребывания до достижения возраста 18 лет, а также тем, что попечитель не обратилась с заявлением о включении подопечных в список в первом случае в субъект Российской Федерации по месту рождения и выявления подопечной, как оставшейся без попечения родителей, во втором случае — по прежнему месту проживания подопечной в другом государстве (Республика Казахстан).
Опека посчитала, что обеспечивать жильем детей должен кто угодно, только не Московская область. Не сомневаюсь, что такая незаконная и бессовестная позиция органа опеки является установочной со стороны Министерства образования Московской области.
С юридической точки зрения, правовая позиция по обоим делам является совершенно очевидной и бесспорной: в силу закона эти сироты имеют право на обеспечение жильем, а реализации это право сирот подлежит по их месту жительства, которым является Московская область. Никакого другого места жительства на территории Российской Федерации у сирот нет.
Суд первой инстанции удовлетворил иски попечителя. Нет сомнений, что решения устоят в апелляционной инстанции Московского областного суда, в случае подачи органом опеки или Министерством образования Московской области апелляционных жалоб.
Решения суда основаны на положениях федерального законодательства и двух обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, применимого к рассмотренным искам.
Но эти два дела, заслушанные судом сразу после почти двухмесячного перерыва, связанного с ведеными ограничениями из-за вируса, очередной раз за последние годы вызывают совершенно непраздные вопросы, которые возникают по сотням и тысячам подобных дел:
— почему сотрудники органа опеки раз за разом принимают незаконные решения, нарушающие основополагающе права и интересы сирот?
— почему сотрудники органа опеки не несут никакой ответственности за принимаемые незаконные решения?
— могут ли такие сотрудники опеки осуществлять возложенные на них полномочия по защите прав и интересов сирот, контролировать исполнение законными представителями сирот своих обязанностей, или работа таких сотрудников представляет очевидную угрозу для детей, в отношении которых они исполняют свои полномочия?
— почему руководство Министерства образования Московской области дает незаконные указания подведомственным органам опеки и не несет за это никакой ответственности и не означает ли это наличие реальной угрозы в массовом и грубом нарушении прав и законных интересов детей, проживающих на территории Московской области?
— соответствуют ли своим должностям Министр образования Московской области Ирина Каклюгина и заместитель министра Людмила Болатаева?
— каковы профессиональные знания и человеческие качества сотрудников органов опеки и Министерства образования Московской области?
— почему бездействует прокуратура, которая обязана проводить сплошную проверку распорядительных актов, принимаемых органом опеки? Прокуратура считает эти вопросы не заслуживающими внимания или сотрудникам прокуратуры не хватает знаний и опыта выявить эти массовые нарушения?
— почему сотрудники опеки имеют возможность тратить огромное количество рабочего времени, оплачиваемого из бюджета, на участие в бесчисленных судах, где они выступают ответчиками, и раз за разом проигрывают иски сиротам? У сотрудников опеки нет реальных дел, где требуется их усилия по защите прав детей? Или необходимо сократить их штатную численность, как неразумно раздутую?
— почему опекуны и попечители вместо того, чтобы заниматься подопечными (их воспитанием, развитием) вынуждены тратить колоссальные усилия и время в судах, чтобы доказывать очевидное и защищать своих подопечных от беззакония тех, кто в силу закона обязан оказывать им помощь и поддержку?
— почему при назначении опекуном (попечителем), лица, желающие ими стать, доказывают огромное количество обстоятельств того, что они могут быть законными представителями сирот и добросовестно исполнять свои обязанности, и, более того, активно обсуждается необходимость психологического тестирования кандидатов, а чтобы стать сотрудником опеки или министерства, курирующего вопросы опеки, никаких обстоятельств своей приверженности правам и интересам сирот доказывать не нужно?
— почему молчат Минпросвещение России и Рособрнадзор? Не знают об этих проблемах? — Не верю. Поддерживают незаконную позицию и безобразные практики территориальных органов опеки? Тогда зачем нужны такие Минпросвещение и Рособрнадзор?
Конечно, вопросов значительно больше и касаются они работы не только органов опеки Московской области, а фактически любого субъекта Российской Федерации.
Вот и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка заявила, что жалоб на действия органов опеки в аппарат уполномоченного по правам ребенка поступает все больше.
Принимать меры нужно немедленно, ситуация нарушения прав тысяч сирот и замещающих родителей угрожает безопасности государства. Делать вид, что ситуация под контролем — глупо и чрезвычайно опасно.
Сироты и замещающие семьи нуждаются в защите от некомпетентных, непрофессиональных, лживых и трусливых, равнодушных, а порой и враждебных, угодничающих начальству органов опеки и органов исполнительной власти, осуществляющих управление органами опеки.
Необходимо безотлагательно принимать меры по коренному изменению работы органов опеки и попечительства. Эти меры следует обсудить с широким кругом специалистов и экспертов, работающих в интересах детей, включая специалистов НКО.
Одно из первых, что следует сделать — установить профессиональный отбор специалистов опеки и их приверженность интересам детей, реальную и ощутимую ответственность за принимаемые ими незаконные решения, оградить их от незаконных указаний начальства.
Сообщество замещающих семей, специалисты НКО, работающие с сиротами или в их интересах, должны быть солидарны в своих действиях и требовательны к сотрудникам опеки и органов исполнительной власти, осуществляющими управление опекой.
17 мая 2020 г.
А.Головань, Исполнительный директор Центра «Соучастие в судьбе»
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.