
Организатор мероприятия — Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства.
Законопроект 22 мая 2015 года был размещен на едином портале информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
Общественная палата РФ отмечает, что предлагаемые нормы сократят риски возможных злоупотреблений и правонарушений как со стороны органов государственной власти, так и со стороны недобросовестных граждан.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – законопроект) разработан рабочей группой при Минобрнауки России во исполнение комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 – 2017 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 72-р.
Законопроектом предполагается внести в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на дальнейшее совершенствование механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты и лица из числа детей-сирот), на формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав. Это позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот и лиц из их числа в суд за защитой своих прав.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации закреплены полномочия по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В целях приведения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) в соответствие Федеральному закону № 159-ФЗ законопроектом предполагается внести дополнение в статью 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ закрепив в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопроса по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, а также за обеспечением сохранности таких жилых помещений.
При этом органы местного самоуправления могут в установленном порядке наделяться указанными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Также, в целях приведения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) в соответствие Федеральному закону № 159-ФЗ законопроектом предлагается внести уточнение в статью 17 Федерального закона № 181-ФЗ в части обеспечения жилыми помещениями детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или оставшимися без попечения родителей, по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Законопроектом предполагается внести в Федеральный закон № 159-ФЗ изменения, направленные на уточнение порядка включения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список на получение жилья и их исключения из него.
В целях единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот законопроектом устанавливается, что заявление о включении в такой список подается законными представителями детей-сирот в течение 3 месяцев со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения оснований предоставления указанным лицам жилых помещений, предусмотренных абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении этих детей в список. В случае неподачи законными представителями детей-сирот соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по привлечению законных представителей детей-сирот к ответственности за неисполнение ими указанных обязанностей, а также по включению этих детей в список.
На основании изложенного, предполагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в части привлечения к ответственности законных представителей детей-сирот за неисполнение обязанности по включению детей-сирот в список для обеспечения жилыми помещениями.
Исходя из анализа данных, предоставленных в результате мониторинга, проведенного Минобрнауки России с целью установления условий жизни и мест проживания 129 935 лиц из числа детей-сирот, имеющих правовые основания на обеспечение их жилыми помещениями и не обеспеченных жилыми помещениями в установленном порядке, в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2014 г. показал, что местонахождение 10 857 человек неизвестно.
Вместе с тем субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется из расчета численности лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете на предоставление жилого помещения.
В связи с тем, что на момент обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, ранее включенных в список, установить местонахождение некоторых лиц представляется затруднительным, потому что данные граждане не всегда обращаются в уполномоченные органы о предоставлении им жилья, законопроектом предлагается ввести уточнение, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме.
В настоящее время детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза. После чего жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с нанимателем заключается договор социального найма.
С целью защиты некоторых лиц из числа детей-сирот от преступных посягательств на жилые помещения, законопроектом предлагается предоставить возможность заключать договор найма специализированного жилого помещения неоднократно.
Анализ практики правоприменения пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в соответствии с которым право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, показал, что в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству, обращаются граждане, ранее относившиеся в категории детей-сирот и достигшие возраста 50 – 70 лет, о предоставлении им жилого помещения.
В связи с этим, законопроектом предлагается уточнить предельный возраст лиц, относящихся ранее к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ для установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, в которых проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей, необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правоприменение данного условия затруднительно в связи с тем, что принудительный обмен возможен только в отношении жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма. При предъявлении иска о принудительном обмене жилья истцу (законному представителю ребенка-сироты, органу опеки и попечительства) необходимо указать варианты жилых помещений для обмена, предоставленных по договорам социального найма другим нанимателям. При этом должны учитываться заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. Ограниченность фонда социального жилья и отсутствие банка данных о таком жилье означают фактическую невозможность представления истцами вариантов обмена жилого помещения.
В связи с изложенным, предполагается внести дополнение к указанному условию – наличие вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невозможности принудительного обмена жилого помещения.
Кроме того, законопроектом предлагается изменить формулировку части 2 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, внеся уточнения по выселению из жилого помещения в судебном порядке граждан, лишенных родительских прав, без предоставления им другого жилого помещения.
Законопроектом предлагается внести дополнение в часть 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающее выселение из жилых помещений специализированного жилищного фонда детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в судебном порядке, в связи с тем, что имеются случаи, при которых дети-сироты и лица из числа детей-сирот, получив квартиру по договору найма специализированного жилого помещения, использует ее не по назначению, своими действиями (или бездействиями) приводит квартиру в состояние, непригодное для проживания.
С целью формирования специализированного жилищного фонда органам государственной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления муниципальных образований) необходимо при приобретении жилых помещений для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот соблюдение конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), которые влекут за собой:
необоснованные сложности в участии физических лиц в процедурах продажи жилых помещений;
длительные сроки определения поставщиков в целях заключения договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот;
невозможность освоения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
существенное увеличение стоимости приобретаемых жилых помещений, поскольку продавцами жилых помещений выступают осуществляющие предпринимательскую деятельность риелторские агентства.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается предусмотреть возможность приобретения жилых помещений для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот у единственного поставщика.
Кроме того, предлагается внести дополнение в статью 83 Федерального закона № 44-ФЗ, позволяющего приобретать жилые помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот путем проведения запроса предложений, тем самым сэкономив время, связанное с заключением государственного контракта почти в 3 раза и позволит своевременно обеспечить детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.
Специалисты Центра «Соучастие в судьбе» принимали активное участие в подготовке законопроекта в рамках рабочей группы Минобрнауки России.
Представленный вариант законопроекта не является окончательным.
В ближайшее время на нашем сайте будет размещен текст законопроекта, который будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.