ВКОНТАКТЕ Телеграм YouTube

Президент Российской Федерации поручил правительству представить предложения по совершенствованию механизмов обеспечения жильём детей-сирот

По итогам встречи с членами Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, состоявшейся 28 апреля 2014 года, Президент Российской Федерации В.В.Путин поручил Правительству Российской Федерации: «В срок до 1 октября 2014 года проанализировать практику предоставления жилых помещений в субъектах Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и представить в установленном порядке предложения по совершенствованию механизмов обеспечения жильём указанных категорий граждан».

Источник: сайт Президента Российской Федерации

(http://www.kremlin.ru/assignments/25368).

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного, и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантированного права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Дополнительные гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище основаны на положениях статьи 40 Конституции Российской Федерации, в которой установлено, что каждый имеет право на жилище, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Закрепленное нормами федерального законодательства (Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») правовое регулирование, устанавливающее особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной категории граждан, направлено на обеспечение нормальных условий существования, уровня жизни, необходимого для их физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, успешной социализации в общество, продолжения ими образования, трудоустройства и создания семьи.

Из-за отсутствия необходимых финансовых средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, проблема своевременного обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа является крайне актуальной практически для всех регионов.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло, но не реализовано право на получение жилого помещения, в 83 субъектах Российской Федерации составляет 103 414 человек.

Время ожидания лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставления жилого помещения в льготном порядке в зависимости от региона составляет от 3-4 до 10-12 лет.

Таким образом, реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на льготное (незамедлительное) обеспечение благоустроенными жилыми помещениями при наступлении обстоятельств, указанных в федеральном законодательстве, зависит от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, в котором они проживают. Сложившаяся ситуация приводит к массовому и грубому нарушению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо ни от каких обстоятельств.

В сложившейся ситуации специалистами Благотворительного центра «Соучастие в судьбе» подготовлен и представлен субъектам права законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми установить, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по льготному предоставлению жилых помещений, гарантированные нормами федерального законодательства, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Одновременно законопроектом закрепляется, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение, которые являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Изменения, вносимые в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» направлены на изъятие из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Предлагается, что вступление законопроекта в силу должно состояться с 1 января 2015 года, когда вступает в силу федеральный закон о федеральном бюджете на новый календарный и финансовый год.

Предполагается, что действие законопроекта должно носить ограниченный по времени характер (4-5 лет), что позволит погасить имеющуюся в субъектах Российской Федерации задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Впоследствии будет необходимо вернуться к действующему в настоящее время механизму обеспечения указанной гарантии – за счет средств субъектов Российской Федерации и возможном предоставлении регионам из средств федерального бюджета субсидий на решение данной проблемы.

Считаем, что принятие данного законопроекта позволит повысить уровень государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечить единообразный подход к реализации мер социальной защиты по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан.

Текст законопроекта размещен на нашем сайте в разделе «Законодательство», подраздел «Законодательные инициативы Центра».



127025, Москва, ул. Новый Арбат, дом 19, комната 1821

Телефон/факс: +7 (495) 697–40–60,+7 (495) 697–83–56

E-mail:info@souchastye.ru

Разработка сайтов Разработка сайтов WebTie.ru
© 2009 – 2022 Благотворительный центр
«Соучастие в судьбе» - правовая и социальная помощь детям-сиротам

Яндекс.Метрика